В ходе недавних событий, связанных со снятием шлямбуров на одном из самых известных и сложных маршрутов «Компрессор» на горе Cerro Torre (Патагония), это вызвало бурю негодований среди альпинистского сообщества всего мира.

Но недавно была опубликована петиция в защиту американских альпинистов, срезавших шлямбура на маршруте «Компрессор» (Cerro Torre), Хейдена Кеннеди и Джейсона Крука (Hayden Kennedy, Jason Kruk).

Снятие шлямбуров нешуточно взволновало мир альпинизма; профессионалы и любители снова разделились на два лагеря, перепевая песни тех времен, когда Маэстри проложил свой резонансный маршрут. После выхода разгромной статьи «Талибан на Серро-Торре» (Stefano Lovison) мы решили восстановить баланс сил, опубликовав данное обращение, подписанное многими альпинистами, поддерживающими то, что сделали Кеннеди и Крук, — точно так же, как мы публиковали мысли противников данного действа (Mario Conti, Mario Manica & Manuel Lugli).

Небольшое отступление. Под словом «шлямбур» Маэстри подразумевал «нажимной» болт, что немного отличается от того, как эти термины используются сегодня. Также, мы не упоминаем здесь Девида Ламу (David Lama), альпиниста, который по горячим следам реализовал идею свободного восхождения по маршруту Компрессор. При этом в одном своем интервью Лама высказал неодобрение действиями Кеннеди и Крука: «Не думаю, что эти шлямбура следовало туда заколачивать, однако и снимать их тоже не надо было».
Тем временем дебаты и не думают стихать …

Серро-Торре — «невозможная гора»

Cerro Torre. Фото: Rolando Garibotti

Совершив в 1952 году первое восхождение на Fitz Roy, Леонель Террай (Lionel Terray) окрестил расположенную рядом Серро-Торре «невозможной горой». Эта фраза как нельзя лучше характеризует закованное в лед гранитное острие, уходящее в небо на почти 2 км. В начале 1968 года англо-аргентинская группа в составе: Martin Boysen, Mick Burke, Pete Crew, Jose Luis Fonrouge, Dougal Haston совершила попытку восхождения по юго-восточному гребню горы. Им удалось подняться на 450 метров выше Col of Patience, не использовав ни единого шлямбура. В декабре 1970 года команда итальянцев (Ezio Alimonta, Carlo Claus, Cesare Maestri) практически покорила гору, забив по ходу восхождения с помощью газового компрессора 300 шлямбуров в вертикальную поверхность. Покрытая крючьями на всем протяжении за исключением последних 60 метров, Серро-Торре перестала быть «невозможной горой». В январе 1979 года американские альпинисты (Jim Bridwell, Steve Brewer) довершили начатое итальянцами; маршрут стал известен под названием «Компрессор». В январе 2012 года американец Хейден Кенеди и канадец Джейсон Крук поднялись по юго-восточному гребню без использования шлямбуров, оставленных Маэстри. Во время спуска они срезали 120 шлямбуров.

Маршруты Восточной стены Серро Торре
Маршрут "Компрессор". Кружками обведены шлямбура. Фото: Dörte Pietron

Список альпинистов, вписавших свои имена в историю покорения массива (все они совершали восхождения на вершины массивов Фицрой и Серро-Торре на протяжении последних нескольких десятков лет); все они поддержали удаление шлямбуров:

Jorge Ackermann, Tomy Aguilo, Conrad Anker, Bjorn-Eivind Artun, Trym Atle Saeland, Scott Backes, Scott Bennett, Bjarte Bø, Carlos Botazzi, Martin Boysen, John Bragg, Ben Bransby, Chris Brazeau, Phil Burke, Tommy Caldwell, Ramiro Calvo, Ben Campbell-Kelly, Rab Carrington, Dave Carman, Robert Caspersen, Andy Cave, Yvon Chouinard, Carlos Comesaña, Kelly Cordes, Inaki Coussirat, Pete Crew, Sebastian De la Cruz, Alejandro Di Paola, Leo Dickinson, Ben Ditto, Jim Donini, Martin Donovan, Dana Drummond, Magnus Eriksson, Gabriel Fava, Nico Favresse, Silvia Fitzpatrick, Ralf Gantzhorn, Rolando Garibotti, Stefan Gatt, Chris Geisler, Jon Gleason, Gustavo Glickman, Milena Gomez, Colin Haley, Brian Hall, Kennan Harvey, Jorge Insua, Peter Janschek, Hans Johnstone, Neil Kauffman, Joel Kauffman, Hayden Kennedy, Michael Kennedy, Andy Kirkpatrick, Jason Kruk, Ole Lied, Whit Magro, Klemen Mali, Carlitos Molina, Marius Morstad, Avo Naccachian, Fermin Olaechea, Marius Olsen, Ian Parnell, Luciano Pera, Korra Pesce, Doerte Pietron, Michal Pitelka, Kate Rutherford, Mikey Schaefer, Stephan Siegrist, Pedro Skvarca, Zack Smith, Bruno Sourzac, Rick Sylvester, Jim Toman, Doug Tompkins, Jvan Tresch, Roberto Treu, Sean Villanueva, Adam Wainwright, Eamon Walsh, Jon Walsh, Josh Wharton, Andres Zegers.

Также очистку маршрута «Компрессор» от шлямбуров одобрили:

Vince Anderson, Chris Bonington, Mick Fowler, Steve House, Heinz Mariacher, Reinhold Messner, Paul Pritchard, Sonnie Trotter, Mark Twight.

Многие альпинисты из первого списка отличились выдающимися достижениями в районе Эль Чальтен. Ниже — краткая история их замечательных восхождений (неопровержимых доказательств восхищения вершинами этого массива, любви к альпинизму и уважения к природе), охватывающая период с 1963 по 2012 гг.

1963-64 гг. — первые попытки покорить Supercanaleta, первое восхождение по Supercanaleta (и второе на Фицрой), первое восхождение по Калифорнийскому маршруту (третье восхождение на Фицрой), первая попытка подъема по юго-восточному гребню Серро-Торре, второе восхождение на Серро-Торре, а также впечатляющие попытки восхождений по западному и северному склонах Серро-Торре;

Первые восхождения на Aguja Guillaumet, Torre Egger, Cerro Piergiorgio, Volcan Lautaro, Aguja Mermoz, Aguja Rafael Juarez, Pollone East, Aguja Cuatro Dedos, Aguja Tito Carrasco, Aguja Volonqui, Marconi Central, и второе на Агуйя Поансено (Poincenot);
Восемь новых маршрутов на Фицрой, два новых на Торре Эггер (Torre Egger), два новых на Стандарт (Standhardt), семь на Поансено (Poincenot), три на Десмочада (Desmochada), шесть на Сент-Экзюпери (Saint Exupery), три на Мермоз (Mermoz), восемь на Guillaumet, а также новые маршруты на Aguja Pollone, Domo Blanco, De la Silla, Aguja De l’S и Cuatro Dedos;

Первые восхождения аргентинцев на Фицрой, Серро-Торре, Торре-Эггер, Aguja Standhardt, Punta Herron, Aguja Poincenot, а также новый маршрут Ragni route по Серро-Торре;
Первые свободные восхождения на Linea de Eleganza группой Ferrari-Corazon, — по восточному склону горы Фицрой;
Первый завершенный подъем на El Tiempo Perdido по маршруту Рагни (Ragni), который находится на Серро-Торре, первое восхождение на Corkscrew (там же), первый подъем на Torres Traverse, а также первое восхождение на El Arca de los Vientos (Серро-Торре);

Первое зимнее восхождение на Фицрой, Торре-Эггер, Поансено и Guillaumet, а также первое зимнее восхождение на Vol de Nuit on Mermoz и по маршруту Рагни (Серро-Торре).
Первые восхождения на Wave Effect, the Pollone Traverse, the North Pillar Sit Start, а также первое из четырех восхождений на the Care Bear Traverse;

Второе женское восхождение на Фицрой, второе групповое женское восхождение на Фицрой, а также первое восхождение по маршруту Рагни (Серро-Торре);

Первое соло-восхождение по Восточному склону Adela, второе соло-восхождение по Supercanaleta (Фицрой), первое соло-восхождение на Стандарт (Standhardt), второе и третье соло-восхождения на Сент-Экзюпери (Saint Exupery), Мермоз (Mermoz), а также первый соло-подъем на Aguja Rafael Juarez и Guillaumet.

Среди значительных достижений также можно отметить отмену программы налогообложения за восхождения, которую в 2005 году попыталась внедрить Администрация национального парка (APN); внесение немалой сумы на постройку экрана в центре Park’s visitor; пресечение попыток местной администрации взять под контроль районы Cerro Piergiorgio, Cerro Pollone и северной стены Fitz Roy; успешную реализацию проекта по восстановлению маршрутов (на работы в Национальном парке было затрачено 4400 человеко-часов; оказание добровольной помощи при спасработах, а также создание бесплатной онлайн-базы, предоставляющей информацию об альпинистской деятельности в данном районе.

"Компрессор", Серро-Торре. Фото: Dörte Pietron

Цитаты

Джордж Акерман (Jorge Ackermann): «У кого есть право срезать шлямбура? У тех, кто прошел маршрут без их использования, есть такое право. Джейсон и Хейден решились сделать это и я уважаю их решение. Они совершили прекрасное восхождение по отвесной стене и я аплодирую им, это великое достижение. Если бы они были чуть более осмотрительны, скандала можно было бы избежать. Но уже поздно говорить об этом. В конечном итоге речь идет о Серро-Торре, горе, олицетворяющей безрассудство».

Мартин Бойсен (Martin Boysen): «Наконец-то!»

Пит Крю (Pete Crew): «Наступил тот час, когда оставленное Маэстри непотребство кто-то убрал».

Бен Кемпбел-Келли (Ben Campbell-Kelly): «Что может быть лучше знаковой горы, на вершину которой ведут исключительно сложные маршруты? Никаких костылей, никаких виа феррат! Дух захватывает наблюдать за успехами нового поколения».

Лео Дикинсон (Leo Dickinson): «Такого маршрута, как Компрессор, никогда и не должно было быть на Серро-Торре. Природа постаралась, изваяв настолько прекрасную гору своего класса. «Шлямбурный» маршрут слишком долго позорил историю альпинизма и скалолазания..»

Рейнхольд Месснер (Reinhold Messner): «Маэстри взял и забил свои шлямбура в 1970, а Джейсон с Хейденом взяли и сняли их. Чезаре Компрессором открыл путь на вершину Серро-Торре, а Джейсон с Хейденом продемонстрировали, что достичь вершины можно и без оного. За это я их и уважаю — они вырвали маршрут Компрессор из тисков спортивного альпинизма, стиля, с которым нам давно следует покончить».

Педро Скварка (Pedro Skvarca): «Лично я считаю, что эти шлямбура не следовало забивать изначально. Я никогда не одобрял того, что сделал Маэстри; это была чудовищная ошибка и попрание альпинистской этики».

Марк Твайт (Mark Twight): «Оглядываясь на среду, в которой я сформировался, как альпинист, на людей, которые обучали меня и вдохновляли, я бы никогда не подумал, что в один прекрасный день найдутся такие, кто будет против снятия этих шлямбуров».

Авторский перевод: Журба Екатерина (г.Киев)

Источник перевода: Проект ALP

От admin

7 комментариев для “Cerro Torre, невозможная гора: несколько слов в защиту Кеннеди и Крука, снявших шлямбура”
  1. «Рейнхольд Месснер: …они вырвали маршрут Компрессор из тисков спортивного альпинизма, стиля, с которым нам давно следует покончить».

    Знает ли кто-нибудь, какой стиль в этой фразе подразумевал Месснер в качестве альтернативы спортивному альпинизму? Мне на ум приходят эпитеты: романтический, неспортивный, развлекательный альпинизм.

  2. Это терминология западной Европы. Там в скалолазании (а под скалолазанием в Европе, да и в мире справедливо подразумевают любое лазание на любой скале, в том числе и на восхождениях) спортивные маршруты — маршруты, оборудованные стационарными точками страховки. Не оборудованные маршруты называются «традиционными» или «приключенческими».

    Среди альпинистов спортивные мультипитчи (а «Компрессор» подпал под это определение) рассматриваются как некий эрзац, типа безалкогольного пива или резиновой подружки.

  3. Михаил, Вы подкинули прикольную идею архитекторам мультипичей: назвать очередное произведение «Резиновая подружка» :) Если, конечно, ещё нет мультипича с таким названием.

  4. Уверен, что у архитекторов мультипитчей нет проблем с названиями, есть проблема их делать… ибо это трудоемко и дорого.
    А Месснер, мне кажется, слишком категоричен насчет «стиля, с которым давно пора покончить». Это так же, если бы Дин Поттер заявил, что с высотным альпинизмом пора покончить — бред )))
    Мультипитчи имеют право быть, так же как и виа-ферраты, поскольку есть любители и никто не имеет права ставить какие-то ограничения. При разумном подходе, мультики делают там, где традиционный маршрут невозможен в принципе.
    Что касается «Компрессора», мне лично не понравилась эта «акция».
    1) Нужно согласовывать такие действия
    2) Если уж есть такое желание, выполнить ремонт маршрута, сняв «лишние», а не все подряд, сделав маршрут непроходимым для тех, кто чуть слабее.
    3) Делать ремонт, начиная с нижней части, где наибольшее количество «неоригинального» железа.
    3)

  5. Паша, привет!
    По поводу мультипитчей (спортивных)- конечно они имеют право существовать. Но должны:

    1. Проходится с принятой в этом направлении этикой (чисто, без зависаний и срывов). У нас же какой-нить «Белый треугольник» идется многими не только от крюка до крюка, но просто цепляясь с нижнего крюка за верхний без попытки лазания между ними вообще.

    2.Проходить в местах, где натуральная страховка не возможна. Тем более, не должны окрюковываться маршруты, ранее ходившиеся с натуральной страховкой («Сюрприз», Кушкаинская «Двойка» , «Двойка»- классика Сокола и многие другие.

    Я знаю, что и ты думаешь также, пишу не для тебя, а тем, кто об этом не задумывался. Основание: «Тирольская декларация», наша «Декларация о совместном использовании скал представителями разных направлений скалолазания.

    По поводу «Компрессора» — вопрос сложнее, т.к. до пробивки на этой линии маршрута не было. Маэстри создал маршрут, авторские права и т.д. С одной стороны. С другой — у меня вырезка из журнала тех времен. Американцы, повторяя маршрут , возмущались, что Маэстри настолько вошел в раж, что даже вдоль полок и хороших трещин лупил анкера! Тирольская декларация принялась позже, но все эти годы в мировом альпинизме звучали голоса о испорченной линии и изнасилованной стене.

  6. Миша, поддерживаю каждую мысль!
    Поэтому, мне понравилось мнение Олега Хвостенко (на Риске), который ходил «Компрессор». Он пишет — если уж есть здоровое рвение срубать болты, начинайте снизу — там уже после Маэстри добавили десятки крючьев и даже перила висят местами. Уберите, также, болты там, где возможна натуральная страховка, обновите станции, ну и т.д. А просто срубить напропалую 120 верхних, а остальные оставить — хулиганство.
    При разумном подходе можно и нужно переоборудовать все древние маршруты, не взирая на «авторские права». Хотя бы по тому, что сами болты не вечные.
    Может, лет через 30 появятся новые средства страховки, изменится весь стиль альпинизма и потомки переделают нынешние маршруты под себя, и это нормально…
    Всех с праздником, Днем Советской Армии!!!

  7. Уберите, также, болты там, где возможна натуральная страховка, обновите станции, ну и т.д. А просто срубить напропалую 120 верхних, а остальные оставить — хулиганство.

    Я вот тоже полностью согласен с этим мнением.

Добавить комментарий