Обыкновенный телефонный звонок вечером. Звонил Толик.

— Я билеты взял. На работе договаривайся, как хочешь.

Так последние сомнения были откинуты в сторону, ехать или нет на Кара-Каю. Хотя какие могут быть сомнения, когда предлагают сходить первопроход, да еще по стене никем не хоженой. Такое возможно только у нас. Сорок минут от дороги стоит огромная, девственная стена. В общем решено! Еду.

Круговорот сборов. Аврал на работе. Вечерами рассматриваю фотографии Кара-Каи Западной и нитки маршрутов на Ак-Каю, если погода позволит – сходим еще маршрут Васильева. Логичный, красивый маршрут.

В поезде нам достались только верхние полки, и мы много времени проводим в тамбуре «для не курящих».  Торгуемся за пирожки, кстати, вполне успешно. Саня рассказывает много интересного про поезда и железную дорогу. Он в этом разбирается. А еще устраиваем световое представление (была бы музыка — получилась бы дискотека) сигнальным фонарем проводников. Нужно же было как-то развлекаться до Ростова, где парни должны были забрать призовую платформу, выигранную ими на  чемпионате СНГ.

Из Пятигорска в Нальчик на безенгийской машине. Традиционный маршрут для едущих в Безенги. В Нальчике по традиции нас всех ждал обед в «лучшем ресторане города с видом на горы, фотографиями красивейших вершин и ледорубом самого Хергиани на стене». И мы втроем, Толян, Жека Тимко и я, с нетерпением ждали момента приобщения к этой традиции.

Базар Нальчика, хорошо знакомый, с его кавказским колоритом. Докупаем продукты, обязательно торгуясь, сбивая цену и в ресторан. Целый ряд базара с забегаловками узбекской кухни к нашим услугам. Выбираем заведение поколоритнее. Вот он, «лучший ресторан» города.  Плов, манты, люлякибаб и все это поливаем острым соусом для вкуса и дезинфекции, пробуждая огнедышащего дракона внутри себя.

Уже через несколько часов наш УАЗ «буханка» петляя по горному серпантину, урча мотором, набирает высоту. А мы, выкручивая шеи, рассматриваем стены, окружившие извилистую ленту дороги, прижимаясь носами к стеклу. Альпинистская целина…

На перевале Думала, откуда под стену только пешком, ветер сразу прощупал наши тела до костей, видимо проверяя на прочность. Здесь уже чувствуется дыхание зимы, опускающееся с вершин главного кавказского хребта. От этого хочется двигаться быстрее.

Поставив лагерь, разбредаемся на фото-сессию, пока одеяло тумана не затянуло горы. Берем фотоаппарат и мы с Толяном, а заодно и тару для воды.

Первое впечатление от вида «нашей» горы, что это огромный корабль, который своим форштевнем упирается в холмы, так с высоты похожие на застывшую гладь океана. Но эта аллегория прийдет потом, на стене. Облака, плывущие в синеве неба словно паруса. То белые, то серые,  то алые.

А вечером мы испытывали платформу и фотографировались для социальных сетей, задумчиво вглядываясь куда-то в даль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утром следующего дня пакуем рюкзаки и уходим наверх, чтобы сделать заброску. Бредем  в тумане молча,  думая о своем. Здесь нет набитых троп и каждый из нас, будто идет своей дорогой. Но все наши дороги ведут к одной цели.

Через сорок минут мы подходим под стену. Большие нависания защищают от возможных камней, но обещанного водопада в этот раз нет. Именно здесь будет наш дом. «Харьковские ночевки» и в шутку и всерьез называют это место Джон с Саней.

Ветер раздувает туман, открывая потрясающий вид. Этот пейзаж достоин кисти художника. Рисовать мы не умеем, зато у нас есть фотоаппараты…

Тут же Джон устраивает импровизированную лекцию по работе с пробойником и скайхуками. И на пол часа окрестности оглашаются стуком молотков.  А потом вниз. В программе на день еще болдеринговые проблемы района без крашпэдов. Мы же суровые парни!

На следующий день мы вновь на «Харьковских ночевках» со всем остальным нашим скарбом. Ставим лагерь, пьем чай и ложимся отдыхать. Перед тем как израсходовать энергию, ее же надо накопить, чтобы потом потратить на лазание траверсом по скале и прогулку под стену, чтобы  вблизи посмотреть на начало намеченной линии маршрута.

12 сентября выходим на обработку маршрута. Эта честь выпала мне, Жеке, который Тимко и Толяну.  На каждой станции наслаждаюсь пейзажем. Красота то, какая!

В половине шестого решаем, по-быстрому, обработать еще одну веревку. Но все получилось как всегда, когда хочешь что-то сделать «по-быстрому». На связи в шесть с лагерем передаю что сейчас, вот-вот и вниз. Джон назначает связь через пол часа. Потом еще через пол часа. Не подумайте, что долго лезли. Просто хотелось сделать станцию в безопасном месте (получилось). Дюльферяли в темноте. Романтика!

«Дома» нас встречают с вкусным ужином и чаем. А мы рассказываем о своих впечатлениях от знакомства со стеной.

На следующее утро или вернее той же ночью не то ранний, не то поздний подъем. В голове вертится мысль, что мне не хватило всего пол часика, и я бы выспался. Сонные бредем по уже обозначившейся тропе на теле осыпи.

Под маршрутом Саня быстро одевается и взлетает по перилам. Ему предстоит весь день работать первым. За ним отрывается Джон. Он тоже легко и быстро набирает высоту с баулом. Потом моя очередь — здравствуй новый опыт, опыт жюмаринга с баулом на «яйцах»! На верхней станции оглядываю просторы. Пейзаж уже не так вдохновляет. Но через несколько минут, отдышавшись, опять начинаю замечать красоту вокруг.

Веревка за веревкой продвигаемся вверх. Все время хочется пить, но максимум глоток воды на станции, который как можно дольше не глотаю – растягиваю удовольствие. По раскладке 1,5 литра воды на человека на все нужды. В тот день заветной мечтой была бочка кваса, пива, лимонада «Груша». Или хоть бы маленький ручеек, да что там — лужица.

Наконец достигаем большую полку. Джон и Саня обрабатывают еще две веревки, а мы готовим площадки под палатки. Потом фотосессия в лучах заходящего солнца. Ужин. Больше никогда не возьму  с собой на такое восхождение «МИВИНУ-пюре». Много воды на нее надо!

Для экономии веса с Толяном взяли один спальник на двоих. Это мы уже практиковали летом, но там мы только укрывались. Теперь решили попробовать запаковаться в один мешок. Полежав так и хорошенько подумав, пришли к выводу, что ночь теплая и пока не стоит так кардинально утепляться. Спалось хорошо… Я все время просыпался от жажды и глюка, что какая-то рогатая живность бродит снаружи. От жажды спасали только аскорбинки под язык, но не на долго. От глюка таблеток не было. Так и спалось.

Утром, умываемся холодным ветром. Сегодня первым работает Джон. Все остальные продолжают упражняться с жюмаром. Все больше начинаю получать от этого тоже удовольствие.

Самым сложным в тот день, как ни странно был выход на плато. Хотя почему  это должно быть странно? Лифтовая сыпуха. Все равно, что в Киеве пытаться взбежать по эскалатору против его движения на станции метро, допустим «Арсенальная» да еще с баулом. Но вот, наконец, преодолев и это препятствие на пути к вершине, не удержался и присел возле импровизированного стола, любезно приглашенный друзьями присоединиться к трапезе.  Сало перченое, сало соленное, украинцы все-таки, мивина и хлеб. А главное можно вдоволь напиться. Вскоре подтянулся Толян и Жека.

Отдохнув, разгружаем баулы. С какой жалостью выливали воду…

Бредем по гребню не связываясь, с ходу преодолевая маленькие, несложные стеночки. И вскоре Саня сказал:

— Выше пути нет. Только вниз. Вершина!

Капитальное строительство вершинного тура. Сочинение записки в вольном стиле, фото  на память, шоколад потом еще фото и вниз. В тумане пытаемся сориентироваться по турикам на перевалах.

Вскоре показался вход в спусковой кулуар. Уже поздно и спешить никуда не хочется. Вода есть, еды есть не переесть. И когда природа дает такое представление, то хочется не бежать сломя голову, а усесться в портере и смотреть, разинув рот. Потому поудобнее разместившись на ночевку не отказываем себе в таком удовольствии.

 А утром увлекательный спуск. Вначале по стене, где кажется, возьмешься за что-нибудь, нарушишь равновесие, и вся стена лавиной уйдет вниз. Вторая часть спуска – головокружительный слалом по сыпухе. Только успевай ноги выдергивать из плывущего щебня.

Вечером наблюдали светопреставление над ГКХ устроенное молнией.

В день заслуженного отдыха решили прогуляться вдоль Ак-Каи. Посмотреть вблизи маршрут Васильева. Туман, закутавший стену, позволил разглядеть только половину первой веревки. Мы пошли дальше, как на экскурсию. Изредка ветер разрывал одеяло тумана, позволяя нам увидеть стену.

Результатом прогулки стали набитые карманы археологическими артефактами и пониманием того, что есть еще, где нарисовать свою линию по стене и не одну.

Было понятно, что погода портится окончательно и потому, решили ехать домой. Уезжать не хотелось из этого сказочного места, так не похожего на весь другой Кавказ. Жаль, что не вышло с маршрутом Васильева, самого популярного в этом районе. Но мы обязательно вернемся.

Назад в цивилизацию ехали «на прямик», по старой дороге, мимо руин старого селения, расположенного на крутых склонах холмов. Рыжая лисица вышла на околицу проводить нас будто хозяйка дорогих гостей. Всю дорогу водитель рассказывал легенды и историю своего народа, раскрывая по-новому перед нами Кавказ.

Александр Заколодний. Капитан
Евгений Полтавец
Евгений Тимко
Еремееев Анатолий
Роман Котляр

Автор статьи:  Роман Котляр

Фотографии: Роман Котляр, Евгений Полтавец, Анатолий Еремеев, Александр Заколодний, Евгений Тимко.

От RoKo

3 комментария для “Кара-Кая Западная — Летучий голландец Кавказа”
  1. Очень понравилась статья!!! И серьезная получилась, и веселая, особенно , там где про пюре «мивина», лимонад «груша» и аж 2 вида сала :)
    Автору и остальным участникам благодарность и респект!!!

Добавить комментарий