
Посмотреть на зимний Кавказ хотелось давно. Совершённое летом 2007 года, в составе Тольяттинской туристической группы, восхождение на Эльбрус определило географию новогодней поездки. Баксанское ущелье, горы Чегет, Ушба, Эльбрус. Неповторимые по своей красоте места будут манить человека всю жизнь, стоит один раз там побывать.
Поездку решили совершить на личной машине. «Приора-универсал» как нельзя лучше подходила для этой цели. В составе экспедиции три человека – работники МСП Вышегородцев Алексей, Стародубов Вячеслав и представитель строительной организации Максим. В горах не новички, имеется разряд по альпинизму, заработанный там же, на Кавказе, но летом. Как нас встретит Кавказ зимний?
Никакой особенной подготовки машины не проводили, залили, что полагается, погрузили рюкзаки, палатки, снаряжение и продукты для восхождения, а также горные лыжи с ботинками на каждого и один сноуборд. Предполагали покататься после восхождения на горнолыжках Эльбруса и Чегета. Невероятный с виду объем поклажи замечательно поместился в машине и даже не закрывал обзор в зеркало заднего вида.
1800 километров и 24 часа в дороге пролетели на одном дыхании, останавливались только на заправках и для перекуса. Все-таки ходовые качества и эргономика в Приоре на высоте – никакого напряжения и «каменных ягодиц» не ощущалось. Расход топлива – 5,8 литров на 100 км. Неплохо.
Баксанское ущелье неожиданно встретило нас ярким солнечным утром, полным отсутствием снега и температурой +12. А мы боялись увидеть непроходимые снежные заносы, что, впрочем, тоже там бывает.
Прибыв в поселок Азау, что у подножия Эльбруса, не стали терять время – машину на стоянку, вещи на спину и бегом на подъемник, что завозит горнолыжников до высоты 3500 метров.
Все, дальше пешком, постоянно в подъем, и довольно крутой, с промежуточной ночевкой в районе приюта «Бочки» на высоте 3800 метров. На следующий день планировали добраться до высоты 4200 метров, где расположен «Приют 11-ти».
Но совершенно неожиданно обнаружился попутный ратрак (горный трактор), водитель которого, за приемлемую по меркам Эльбруса плату в 5000 рублей, согласился нас до этого места доставить. Преодолеть соблазн не смогли, хотя таким образом лишали себя акклиматизации, за час с небольшим поднявшись на довольно значительную высоту.
Прибыли, нашли хорошее место для палатки в снежной ложбине, хоть как-то укрытое от ветра, который там может представить собой серьезную опасность.
Сразу начала ныть и болеть голова, началась одышка. Ничего необычного, идет акклиматизация к высоте. Вообще самочувствие было лучше, чем то, к чему готовились. Таблетки, горячее кофе и пища, и самое главное время делали свое дело – организм потихоньку привыкал.
На следующий день запланирован акклиматизационный выход до скал Пастухова, на высоту 4800 метров. Ночью была пурга, сильный ветер. Температура –16. Утром солнце, ветра как ни бывало, открылся живописный вид на окружающие горные цепи, большинство пиков которых были уже ниже нас. Позавтракав, собрались, одели кошки и вышли.
Через два часа относительно бодрого перемещения, которое на равнине может показаться черепашьим шагом (так уж там ходится), вышли на скалы Пастухова. Высота 4800 м. Горные цепи вокруг стали пониже, но увеличившийся обзор и хорошая видимость открыли нашему взору еще более красивые виды.
Однако высота уже давала о себе знать. Сильный ветер и мороз не давали времени на посиделки. Быстро фотографируемся, в том числе и с флагом МСП, который был взят в поездку в отделе по работе с персоналом, и вниз. Отдыхать и готовиться к завтрашнему восхождению.
Все по плану: подъем в 2-30, на небе звезды, значит собираемся. Температура –19, легкий ветерок. Много времени уходит на то, чтобы растопить на горелке снег, поесть, попить, залить термоса чаем. Выходим в 5-00. Рассвет застает нас на скалах Пастухова через два часа. Опять неповторимые виды гор, за которыми встает солнце. Фотографируем.
Собственно от этих скал и начинается непосредственно восхождение. Склон впереди покрыт слоем льда.
Передвижение возможно только в кошках, с соблюдением всех правил безопасности. Права на ошибку уже нет, если соскользнешь и не сумеешь зарубиться, остановят тебя только скалы или ледовые трещины, со всеми вытекающими. По мере подъема сил становится меньше, а погода хуже. Поднимается ветер, надвигается облачность. Ничего подобного в прогнозах погоды не было. Но это Эльбрус. У него свои законы.
Выше скал Пастухова подъем по склону сначала идет по прямой, затем траверсом, по косой полке начинает забирать в сторону седловины между двумя вершинами – Западной (5642 м) и Восточной (5628 м). Нам на Западную.
Время и расстояние кажутся бесконечными, однако через 5 часов после выхода начинаем приближаться к седловине. Погода испортилась окончательно. Но, только выйдя, наконец, на седловину, мы в полной мере это прочувствовали. Сильнейший ветер, настоящий ураган, со скоростью примерно 100 км/ч, температура – 26. Сняв рюкзак, чтобы достать и надеть пуховик, мне пришлось его прижимать коленом, чтобы не улетел. Процедура с надеванием пуховика была соответствующей.
Руки замерзли, в ход пошла «тяжелая артиллерия» — армейские варежки на натуральной цигейке. Согрелись. Подъем на Западную вершину представляет собой довольно крутой (местами до 60 градусов) и покрытый льдом склон. Может просто сдуть. От восхождения пришлось отказаться. Высота 5300 метров. Тоже неплохой результат для зимы. Хотя обидно. Но жизнь дороже. Одно из необходимых качеств альпиниста – умение вовремя отступить. Еще вернемся! Дойдя до хижины в центре седловины (поставлена энтузиастами по канадской полярной технологии как раз для таких случаев), укрылись в ней, отдохнули, поели, попили чай.
Теперь вниз. Одеваемся, застегиваем все, что только можно. На лицах – горнолыжные маски и теплые «намордники», ни одного сантиметра голой кожи. По- другому нельзя. На таком ветру обморожение – минутное дело. Уходим. До палатки — изнуряющий своей монотонностью спуск по покрытым льдом склонам. Все-таки расстояния здесь колоссальные. Когда ушли с седловины, ветер поутих, идем спокойно. Видимости уже нет, хорошо успели сделать фотографии.
Дошли за три часа, буквально на остатках сил, присаживаясь по дороге на каждый подходящий камушек. Это нормально. Время три часа дня, а мы, поев, улеглись спать, завтра спускаемся в Азау. Прогноз погоды неблагоприятный, «окна» для восхождения больше не предвидится.
На следующий день, 31 декабря, быстро собравшись, спустились всего за два часа в Азау. Впереди – встреча Нового года и катание на горных лыжах.
Трудности позади. Кавказ в очередной раз оставил в душе неизгладимые впечатления, интересные события и сказочные фотографии. Мы уходили, но обещали вернуться!
Автор статьи: Алексей Вышегородцев (г.Тольятти)
Специально для: Проект ALP
Леша, Слава и Макс! Я очень рада вас опять видеть в том же составе, хоть и на фотографиях!
Отчет отличный, с душой получился, а то что отказались от восхождения — МОЛОДЦЫ!
Победа — это не покорить Вершину любой ценой, а вернуться оттуда живым.
Спасибо!
С праздником!
Рассказ отличный.
Теперь ясно. Будь хижина, такая как на перемычке, на вершине и на косой — можно было бы идти на вершину и в такую погоду. Но пока их нет … .
Хорошая атмосфера рассказа! Как вновь там…))
Знакомые все лица :)