Делаем регулируемую систему крепления строительной каски

Много уже чего отрицательного сказано  по поводу использования строительных касок вместо сертифицированных. Но все же большинство начинающих туристов, альпинистов, спелеологов, скалолазов  из-за дороговизны брэндовых касок и шлемов начинают со строительных. В данной  статье  хочу изложить свою идею формирования регулируемой системы крепления каски за подбородок человека.

Необходимые материалы:

1. Каска строительная или любая другая без лямок  крепления.
Желательно найти каску, у которой система подвески на 2-х перекрещивающихся стропах, как у знаменитой PETZL ECRIN ROC. А также очень хорошо, чтобы плотность посадки каски на голову хотя бы частично решалась  регулированием  пластмассового заголовника, как в рассматриваемом образце. К сожалению не все  каски и шлемы известных спортивных брэндов имеют такую функцию.
Стоимость опытной каски 35 грн (около 4-х долларов).

2. Фурнитура и стропа:
-стропа шириной 20 мм, длиной 2 м
— фастекс замок-трезуб – 1 шт.
— фастекс 2-х щелевой -2 шт, для суммирования затылочной и  височной строп.
— фастекс 3-х щелевой -1 шт, для регулирования натяжения стропы.
Можно использовать стропу  шириной 25 мм. Важно учитывать, чтобы фурнитура соответствовала  стропе.
Стоимость всего комплекта около 15 грн (около 2-х долларов)

Технология изготовления:

1.    Делаем четыре отверстия для стропы по краям каски: два в затылочной части близко друг с другом  и два отверстия в височной части ближе к козырьку.
2.    Продеваем стропу через затылочные отверстия снаружи вовнутрь, протягиваем до конца и формируем снаружи  из стропы «треугольник».
3.    Пропускаем каждый конец стропы через 2-хщелевой фастекс, далее пропускаем через половинку замка-трезуба, таким образом формируем затылочную часть крепления.
4.     Перегибаем стропу   и продеваем обратно стропу через 2-х щелевой фастекс, образуя височную часть крепления.
5.    Выводим концы строп через височные отверстия наружу.
6.    Регулируем на себе правую и левую часть крепления. В большей степени необходимо настроить натяжение височных концов. А также отрегулировать положение замка-трезуба.  Замок не должен находиться под подбородок, а должен быть в стороне. Соответственно одна из сторон будет длиннее и это та сторона, на которой находиться трезуб замка. Защелка замка должна находиться на короткой стороне.

7.    Стропу от короткого конца снаружи каски проводит в 3-щелевой фастекс и закрепляем нитками. Он не будет регулировочным. Важно, чтобы этот конец прошел за «треугольником» строп на затылке.
8.    Стропу с длинного конца снаружи проводим через 3-х щелевой фастекс, как регулировочную, т.е. динамичную.

9.    Чтобы снаружи стропа не съезжала по каске, необходимо её пришить к «треугольнику», поэтому и было необходимо  там провести нерегулируемый конец.

Вес данного образца 370 грамм

Таким образом, мы в строительной каске сможем усиливать или ослаблять натяжение стропы крепления за подбородок. Стоимость каски  с новым  регулируемым крепление выйдет около 6-7-ми долларов.

Дополнение:
1.    Изначально пробовался вариант использовать широкую резинку вместо стропы. Но он оказался неэффективным так,  как  натяжение резиновых лямок давит на челюсть, и  резина может не удержать каску на голове вследствие  свойств растягиваться.
2.    В рассматриваемом образце использовались 2-х щелевые  фастексы треугольной формы, который трудно найти в продаже отдельно. Автору их   подарил хороший человек  со  своего старого велошлема.  Для суммирования затылочной и височной части стропы подойдёт обычный прямоуголный 2-х щелевой фастекс.
3.    Автор будет рад, если данная статья поможет кому-то доработать свою каску. А также если статья и данная методика вызовет критику и/или  сподвигнет энтузиастов на создание новых возможно более  совершенных  методов крепления или улучшение данной методики.
4.    Подобный  материал автору ранее нигде  не встречался. Все идеи были с «нуля».

Автор статьи: Владислав Василевский (февраль 2010, г.Киев)

Источник статьи: Проект ALP

Перепечатка статьи на другие ресурсы – только с указанием ссылки на сайт первоисточник.

  1. Влад, спасибо за статью, полезная информация. Где ты был три года назад, когда я ходила у всех одалживала пецелевые каски, потому что на свою денег не было, а подогнать на свою маленькую голову строительную — не получалось :)

  2. вместо того чтобы объяснить людям что в этом просто не безопасно ходить, вы рекомендуете. Я видел достаточно людей у которых по их мнению нет денег на дорогое снаряжение, а вот чтоб пива попить есть. Чушь полная. Кто хочет, тот найдет средства

  3. макс :

    UN:F [1.8.1_1037]
    Rating: 0 (from 0 votes)

    вместо того чтобы объяснить людям что в этом просто не безопасно ходить, вы рекомендуете. Я видел достаточно людей у которых по их мнению нет денег на дорогое снаряжение, а вот чтоб пива попить есть. Чушь полная. Кто хочет, тот найдет средства

    Я с Вами не соглашусь в корне. У меня есть знакомые инструктора, которые до сих пор ходят успешно в горы в походы даже 6 к.с., а ходят поверьте они еще с тех времен, когда был Советский Союз. Строительная каска довольно крепкая и безопасная. Как на мое мнение, то половина людей ходит в горы в скалолазных касках (есть такое определение по характеристикам качеств и свойств) и при этом они не бояться. А ведь скалолазная рассчитана всего лишь на небольшие удары о рельеф, но никак на то, чтобы на ее сверху падало что-то большое и тяжолое. А теперь подумайте — для чего проектировалась строительная каска? Для того, чтобы выдержать удар кирпича, упавшего с большой высоты на голову строителя, как минимум.
    Да, я соглашусь, что строительная каска не на столько безопасная и прочная, как тот же Петцль Экрин Рок, но поверьте, Вы еще не видели все то, в чем многие ходят в горы. Недавно видела новичка на сборах, который пошел на маршрут в каске для игры в бейсбол или что-то такое.. каска была сделана из материала тонкой гибкой пластмассы. Хорошо, что инструктор вовремя заметил, перед выходом. Так что, на мое мнение, пусть люди лучше ходят в строительных касках, чем вообще не в каких. Но при этом да, предупреждать, что сертифицированная каска от ведущих фирм-производителей — надежнее и удобнее.

  4. А мне понравилась статья, интересный материал и автор молодца, не поленился столько в подробностях расписать. Я сам лет 15 назад пытался тоже сварганить альп. каску из строительной, но получилось очень криво :)

  5. Надежнее сертифицированная, потому что вложенный в каску бумажный сертификат тоже защищает голову?
    Строительные каски делают по ГОСТу в соответствии с параметрами безопасности.
    Сомневаюсь, что эти параметры значительно отличаются о импортных. Тем более у многих зарубежных производителей выпускающих какски для альпинизма и промальпа (читай строительные) стандарты безопасности будут одинаковыми за исключением нюансов.
    Существенный недостаток вижу в плохо защищенной височной и затылочной части головы. Но этим грешат многие модные каски в угоду уменьшения веса.
    Удобность и закрепление каски/шлема обеспечивается свободной регулировкой на голове. Очень хорошо, когда сама подвеска регулируется колесиком. Но такой функции нет у большинства касок и шлемов. Вот и остается только, что найти каску/шлем, чтобы плотно и хорошо сидела на голове, при этом была возможность (запас) поддеть шапочку. А закрепление будет регулироваться только натяжением лямок.

  6. умерший выглядел прекрасно потаму что был в каске-это ваш случай.
    безопаснее ходить без каски чем в такой. не от большого опыта по видимому вы все так говорите.
    от чегото глобально падающего или от мелочи с большой высоты не спасет даже фирменная каска,но по крайней мере вы не упадете в ней из-за того что она вам мешает а не защищает.
    К томуже ваша любимая каска экрин рок отрежет вам уши если что-то небольшое и не свысока на вас упадет. И еще: почитайте хотябы характеристики к строительным каскам. Думаю будите сильно удивлены. Удачи вам и не делайте ошибок ведь вторую жизнь не купишь)))))

  7. Этот самый стыд, что? :) Каска или то, что делается 2 дырки? Вы уж, если так можно выражаете свое недовольство — аргументируйте также мощно ;) А лучше если автору еще и подскажите, где в его конструкции он допустил ошибки.

  8. Дырки сделаны в местах загиба краешков каски, а не в стенках.
    Надеюсь, это не должно ослабить общую прочность.
    Материал данной каски оказался достаточно пластичным, а не жестким и хрупким, как,например, в некоторых шлемах для зимних видов спорта.

  9. Вся эта конструкция, пожалуй. Я так себе думаю, на фоне всех затрат, связанных с альпинизмом и смежными видами спорта, потратить еще 70 долларов на каску можно. К сожалению, несмотря на то, что стандарты СЕ и ГОСТ одинаковы, фирменная каска в любом случае удобнее. Плюс к тому, она заточена под данный вид деятельности. Я не считаю корректной такую экономию на снаряге, вы же не ходите в походы с цыганской клетчатой сумкой. Или ходите?

  10. Данька, привет! ;)
    Ты прав, что на фоне всех остальных затрат, можно купить, но представь, что человек добирается в горы автостопом, потому что нет денег на дорогу, на восхождение он идет в само сшитом комбезе (потому что нет денег опять же одежду), на ногах у него одолженные ВЦСП кошки, в руках взятый в прокат ВЦСП — ледоруб, система досталась от старшего брата промальпа, и каска , которую сам сварганил по инструкции Влада (автора этой статьи) :)
    Ну откуда у него деньги 100 уе на каску Петцль? ;)

  11. Привет.
    Если рассматривать такую гипотетическую ситуацию, то вряд-ли этот чел пойдет что-то сложное. Тада ему такая каска покатит, так как на простом маршруте ему скорее всего на голову ничего не упадет. По этой же причине туристов не рассматриваем. Но мы вернемся к нашему !альпинистскому! ресурсу. Ты бы в такой каске на четверку в крыму полезла бы?

  12. робив трішки по другому — просто 3-ох точечну систему.

    ззаді по центру прорізав нагрітим гвіздком отвір висотою в ширину стропи і шириною щоб могла пройти вдвічі складена стропа.
    2 кінці я пришив до підвісної системи зліва і справа (а не до казанка)
    Використав один нормальний фастекс і 2 двощільні пряжки, які зводили «трикутник» в подвійну стропу.
    Через однощільну сторону фастекса просто пропустив стропу, а в двощільну заправив двойну стропу з другого трикутника.
    Відрегулював, відрізав частину подвійної стропи і прошив.

    Каска витримувала кілька зривів на нижній страховці, з ударами головою об скалу, на скалолазному маршруті (один вниз головою) від кирпича на зеленці я увернувся — так що результатів тесту немає :)

    P.S. і козирьок спиляв щоб не заважав

  13. Там на риске чел уже отписал. Может и ходила, просто тебе на голову ничего не падало. Мне вчера центнер льда на башку россыпью упал, рожа разбита, но голова цела. Я думаю, вероятность одинакова, но из-за рельефа на пятерке шмякнет сильнее

  14. Спасибо за интересную статью!
    Ходила и буду ходить в строительной! После трех нехилых камнепадов в Кичик-Алае моя каска пришла в негодность, но спасла мне жизнь. Прекрасно защищает и затылок, и лоб!
    Отличная система, надо попробовать. А я-то просто на бандану одевала — отлично держалась на моей головушке.

  15. вопрос к автору
    это ваше первая переделка каски?
    вы пробовали своё детище в реальных условиях, носить на маршруте не снимая в течении дня и более?
    из каких соображений стропы прекрепленны к самой каске а не к подвесу?
    почему применили стропу 25 а не 10мм?
    из каких соображений сделали регулировку стропы на затылочной части а не на подбородке?

  16. Это первая доработка каски.
    И это всего лишь один из вариантов крепления и регулировки натяжения стропы закрепления каски.
    Вариант с регулировкой на подбородке возможен, но, я считаю, он несколько затруднителен из-за того, что сдвоенная стропа в щели трезуба сидит очень плотно. И чтобы отрегулировать натяжение необходимо каску снимать и возиться с ней каждый раз Это проверенно на одалживаемых касках и своем велошлеме, который сидит плотно на голове исключительно благодаря регулировке самой подвески с помощью колесикана растяжение/сжатие, а лямки за подбородком расслаблены у меня. Многие каски и шлемы не обладают такой системой. Например, популярная Cassin Rock. А выдержать весь день в затяннутом лямками подбородке будет невыносимо.
    В моем варианте регулировки с помощью трехщелевки,! в зависимости от ситуации!, натянуть или ослабить лямки под подбородком можно намного проще и быстрее, не снимая каски, тем самым будет обеспечен комфорт в течении суток.
    Только вот такие соображения на счет комфорта.
    Стропу использовал 20 мм. Такая ширина встречалась мне. Встречалась и меньше. Принципиальных вопросов не вижу. Использовать 25 мм можно из соображений комфорта, если это как-то повлияет.
    Крепление за каску, а не за подвеску кажется более жестким и надежным. Вариант крепление лямок на подвеске в чужих касках мне показался очень хлипким и ненадежным. Возможно он лучше?! Тогда прошу убедить меня доводами или чужим опытом, исключая эмоции.
    Также хочу заметить, что крепление за шлем часто присутствует в профессиональных касках и шлемах. Вариант крепление строп только за подвеску если и встречается, то наверняка это есть частью общей системы подвеска-крепление, которая является расчетной (в чем я немного сомневаюсь, но хотелось бы, чтобы это было так)

    По поводу самой каски спорить не буду. Носить -не носить- это выбор. Но большинство людей как минимум начинают со строительной, которая у них никак не закреплена (или плотно на бонданке/шапочке сидит), что может привести к быстрой потере и в недостаточной мере выполнение своих функций.
    На счет комфорта также я отмечал, что стоит найти каску, в подвеске которой находятся стропы, а не пластмасса (см. фото) , а также регулируемый заголовник.

  17. «прошу убедить меня доводами или чужим опытом,»
    ну для того чтоб убеждать надо иметь ношения данного вариата подвески в реальных условиях а у меня его нет и быть не может не носил ваш вариант :)
    потому просто опишу свой вариант переделки:
    стропа Y образная крепится к подвеске каски, жёстко пришита,но заняя часть не как у вас в районе затылка а чуть ближе к уху как на фирменных

    Y пряжки о которых вы пишите: «2-х щелевые фастексы треугольной формы, который трудно найти в продаже отдельно. Автору их подарил хороший человек со своего старого велошлема» я исключил именно по причине невозможности их покупки, заместо них с правой стороны просто сшил стропу под нужным углом а с левой продел её в верхнею часть фаста(то что вы называете трезубом) т.е. фаст находится в середине Y образного крепления

    под подбородком у меня одинарная стропа фиксируется и распускается путём натягивания в трёхщелевой части фаста(точно также как вы фиксируете натяжение на стяжках рюка а после распускаете) при желании, если всеже давит, можно пришить кусочек плоской резинки-аммортизатора как это делают на грудных стяжках рюкзака

    стропа только 10мм т.к. фастекс под неё короче чем фаст под 20ку и чем корче фаст тем менше у него шансов давит на скулу что очень хорошо у вас наблюдается фото

    P.S. а вот вариант крепления стропы к самой каске мне кажется очень интересным(надо пробовать, чтоб фаст вообще не ксался литца :) ) нодо буит «изуродовать ещё ону каску в любом случае спасибо за идею и коменты

  18. Да моя идея НИКАК ни Вас, ни кого другого не напряжет. Так как подгонка натяжения и ослабления подбородочной стропы осуществляется в элементе, не снимая каски.
    Да и вообще сотый раз повторю, что ходить с затянутым подбородком и врезающимся в него стропой и фурнитурой, считаю атавизмом -старыми технологиями. А если каска плотно/комфортно не сидит на голове , то это небезопасно как максимум и неудобно, как минимум.
    Намного практичнее навески, которые регулируются сами на растяжение/сжатие. Возможно при этом есть потеря прочности?

    На счет треуголной двухщелевки, я же написал, что подойдёт сама обычная плоская двухщелевка.

    Как-то мне кажется, что сложно у Вас. Трехщелёвка на уровне лица?
    Надо бы фото глянуть. Если не сложно, то пришлите мне на getman_v@ukr.net

    Администрации пожелание : Есть ли возможность сделать функцию вставки картинок и фоток в комментарии, как это сделано на Риске. Например, к моей теме еще люди свои схемы бы доложили и читатель сравнил бы.

  19. >Администрации пожелание : Есть ли возможность сделать функцию вставки картинок и фоток в комментарии.

    А давно все есть, но не как на риске, а как у нас :)
    >За информацией о расширенном редактировании комментариев, обратитесь в раздел «Помощь»:

    http://alp.org.ua/?page_id=2102

  20. Vlad если вы считаете что каска должна сидеть на голове только блогодаря плотносидящей подвесной системе а стропы служить страховкой чтоб она не упала то на какой вообще тогда городить этот огород что ваш что мой? проще купить каску с штатным креплением под подбородок или сделать самому но без всех этих Y образных вариантов просто по прямой с одним фастом и всё

    фотки выслать не могу по двум причинам каска у меня в Крыму а я нет, да и фотика нет :(

  21. Ну нет же. Я так не считаю.
    В статье чётко написал, что частично должна крепиться с помощью РЕГУЛИРУЕМОЙ подвески и частично лямками.

    Повторяюсь — мне несложно.

    1) Единственный нюанс в регулируемой подвеске, что по идее она слабее и ненадежнее будет по прочности и безопастности в отличии от цельной. Так как известно из Теории надежности (да и просто по жизни), что лишнее звено всегда ослабляет систему!
    Но это комфорт и удобство :-) Выбираем последнее, иначе бы на телегах ездили по сей день:)

    2) если система нерегулируемая, то только лямки. Но весь день ходить затянутым будет некомфортно. Поэтому и стояла задача быстро и безнапряжно натяжение лямок усиливать, либо ослаблять в зависимости от ситуации и/или самочувствия!!

    Так что огород этот городить надо :)
    На Риск.ру 91 человек проголосовало: 57 начинало со строительно и 7 продолжает пользоваться и сейчас.
    Статистика такая, что две трети начинают со строительной.

    И немного лирики.
    Вот для буржуев уже разработаны электронные предсказатели клёва рыбы )
    Смешно или прогресс!?
    Станем мы такими же богатыми, то тоже будем покупать сразу дорогие вещи. Главное правильно уметь ими распорядиться еще :)
    Чего всем и желаю! :-)

  22. Если просто по прямой то каска то при попадании чего ни будь тяжелого в переднюю её часть или просто зацепившись козырьком, раскроит переносицу передней внутренней частью.. затылочное крепление тут обязательно я считаю

Добавить комментарий