alp.org.ua / Альпинизм / Делаем регулируемую систему крепления строительной каски

Делаем регулируемую систему крепления строительной каски

Много уже чего отрицательного сказано  по поводу использования строительных касок вместо сертифицированных. Но все же большинство начинающих туристов, альпинистов, спелеологов, скалолазов  из-за дороговизны брэндовых касок и шлемов начинают со строительных. В данной  статье  хочу изложить свою идею формирования регулируемой системы крепления каски за подбородок человека.

Необходимые материалы:

1. Каска строительная или любая другая без лямок  крепления.
Желательно найти каску, у которой система подвески на 2-х перекрещивающихся стропах, как у знаменитой PETZL ECRIN ROC. А также очень хорошо, чтобы плотность посадки каски на голову хотя бы частично решалась  регулированием  пластмассового заголовника, как в рассматриваемом образце. К сожалению не все  каски и шлемы известных спортивных брэндов имеют такую функцию.
Стоимость опытной каски 35 грн (около 4-х долларов).

2. Фурнитура и стропа:
-стропа шириной 20 мм, длиной 2 м
— фастекс замок-трезуб – 1 шт.
— фастекс 2-х щелевой -2 шт, для суммирования затылочной и  височной строп.
— фастекс 3-х щелевой -1 шт, для регулирования натяжения стропы.
Можно использовать стропу  шириной 25 мм. Важно учитывать, чтобы фурнитура соответствовала  стропе.
Стоимость всего комплекта около 15 грн (около 2-х долларов)

Технология изготовления:

1.    Делаем четыре отверстия для стропы по краям каски: два в затылочной части близко друг с другом  и два отверстия в височной части ближе к козырьку.
2.    Продеваем стропу через затылочные отверстия снаружи вовнутрь, протягиваем до конца и формируем снаружи  из стропы «треугольник».
3.    Пропускаем каждый конец стропы через 2-хщелевой фастекс, далее пропускаем через половинку замка-трезуба, таким образом формируем затылочную часть крепления.
4.     Перегибаем стропу   и продеваем обратно стропу через 2-х щелевой фастекс, образуя височную часть крепления.
5.    Выводим концы строп через височные отверстия наружу.
6.    Регулируем на себе правую и левую часть крепления. В большей степени необходимо настроить натяжение височных концов. А также отрегулировать положение замка-трезуба.  Замок не должен находиться под подбородок, а должен быть в стороне. Соответственно одна из сторон будет длиннее и это та сторона, на которой находиться трезуб замка. Защелка замка должна находиться на короткой стороне.

7.    Стропу от короткого конца снаружи каски проводит в 3-щелевой фастекс и закрепляем нитками. Он не будет регулировочным. Важно, чтобы этот конец прошел за «треугольником» строп на затылке.
8.    Стропу с длинного конца снаружи проводим через 3-х щелевой фастекс, как регулировочную, т.е. динамичную.

9.    Чтобы снаружи стропа не съезжала по каске, необходимо её пришить к «треугольнику», поэтому и было необходимо  там провести нерегулируемый конец.

Вес данного образца 370 грамм

Таким образом, мы в строительной каске сможем усиливать или ослаблять натяжение стропы крепления за подбородок. Стоимость каски  с новым  регулируемым крепление выйдет около 6-7-ми долларов.

Дополнение:
1.    Изначально пробовался вариант использовать широкую резинку вместо стропы. Но он оказался неэффективным так,  как  натяжение резиновых лямок давит на челюсть, и  резина может не удержать каску на голове вследствие  свойств растягиваться.
2.    В рассматриваемом образце использовались 2-х щелевые  фастексы треугольной формы, который трудно найти в продаже отдельно. Автору их   подарил хороший человек  со  своего старого велошлема.  Для суммирования затылочной и височной части стропы подойдёт обычный прямоуголный 2-х щелевой фастекс.
3.    Автор будет рад, если данная статья поможет кому-то доработать свою каску. А также если статья и данная методика вызовет критику и/или  сподвигнет энтузиастов на создание новых возможно более  совершенных  методов крепления или улучшение данной методики.
4.    Подобный  материал автору ранее нигде  не встречался. Все идеи были с «нуля».

Автор статьи: Владислав Василевский (февраль 2010, г.Киев)

Источник статьи: Проект ALP

Перепечатка статьи на другие ресурсы – только с указанием ссылки на сайт первоисточник.

  1. Влад, спасибо за статью, полезная информация. Где ты был три года назад, когда я ходила у всех одалживала пецелевые каски, потому что на свою денег не было, а подогнать на свою маленькую голову строительную — не получалось :)

  2. вместо того чтобы объяснить людям что в этом просто не безопасно ходить, вы рекомендуете. Я видел достаточно людей у которых по их мнению нет денег на дорогое снаряжение, а вот чтоб пива попить есть. Чушь полная. Кто хочет, тот найдет средства

  3. макс :

    UN:F [1.8.1_1037]
    Rating: 0 (from 0 votes)

    вместо того чтобы объяснить людям что в этом просто не безопасно ходить, вы рекомендуете. Я видел достаточно людей у которых по их мнению нет денег на дорогое снаряжение, а вот чтоб пива попить есть. Чушь полная. Кто хочет, тот найдет средства

    Я с Вами не соглашусь в корне. У меня есть знакомые инструктора, которые до сих пор ходят успешно в горы в походы даже 6 к.с., а ходят поверьте они еще с тех времен, когда был Советский Союз. Строительная каска довольно крепкая и безопасная. Как на мое мнение, то половина людей ходит в горы в скалолазных касках (есть такое определение по характеристикам качеств и свойств) и при этом они не бояться. А ведь скалолазная рассчитана всего лишь на небольшие удары о рельеф, но никак на то, чтобы на ее сверху падало что-то большое и тяжолое. А теперь подумайте — для чего проектировалась строительная каска? Для того, чтобы выдержать удар кирпича, упавшего с большой высоты на голову строителя, как минимум.
    Да, я соглашусь, что строительная каска не на столько безопасная и прочная, как тот же Петцль Экрин Рок, но поверьте, Вы еще не видели все то, в чем многие ходят в горы. Недавно видела новичка на сборах, который пошел на маршрут в каске для игры в бейсбол или что-то такое.. каска была сделана из материала тонкой гибкой пластмассы. Хорошо, что инструктор вовремя заметил, перед выходом. Так что, на мое мнение, пусть люди лучше ходят в строительных касках, чем вообще не в каких. Но при этом да, предупреждать, что сертифицированная каска от ведущих фирм-производителей — надежнее и удобнее.

  4. А мне понравилась статья, интересный материал и автор молодца, не поленился столько в подробностях расписать. Я сам лет 15 назад пытался тоже сварганить альп. каску из строительной, но получилось очень криво :)

  5. Надежнее сертифицированная, потому что вложенный в каску бумажный сертификат тоже защищает голову?
    Строительные каски делают по ГОСТу в соответствии с параметрами безопасности.
    Сомневаюсь, что эти параметры значительно отличаются о импортных. Тем более у многих зарубежных производителей выпускающих какски для альпинизма и промальпа (читай строительные) стандарты безопасности будут одинаковыми за исключением нюансов.
    Существенный недостаток вижу в плохо защищенной височной и затылочной части головы. Но этим грешат многие модные каски в угоду уменьшения веса.
    Удобность и закрепление каски/шлема обеспечивается свободной регулировкой на голове. Очень хорошо, когда сама подвеска регулируется колесиком. Но такой функции нет у большинства касок и шлемов. Вот и остается только, что найти каску/шлем, чтобы плотно и хорошо сидела на голове, при этом была возможность (запас) поддеть шапочку. А закрепление будет регулироваться только натяжением лямок.

  6. умерший выглядел прекрасно потаму что был в каске-это ваш случай.
    безопаснее ходить без каски чем в такой. не от большого опыта по видимому вы все так говорите.
    от чегото глобально падающего или от мелочи с большой высоты не спасет даже фирменная каска,но по крайней мере вы не упадете в ней из-за того что она вам мешает а не защищает.
    К томуже ваша любимая каска экрин рок отрежет вам уши если что-то небольшое и не свысока на вас упадет. И еще: почитайте хотябы характеристики к строительным каскам. Думаю будите сильно удивлены. Удачи вам и не делайте ошибок ведь вторую жизнь не купишь)))))

  7. Этот самый стыд, что? :) Каска или то, что делается 2 дырки? Вы уж, если так можно выражаете свое недовольство — аргументируйте также мощно ;) А лучше если автору еще и подскажите, где в его конструкции он допустил ошибки.

  8. Дырки сделаны в местах загиба краешков каски, а не в стенках.
    Надеюсь, это не должно ослабить общую прочность.
    Материал данной каски оказался достаточно пластичным, а не жестким и хрупким, как,например, в некоторых шлемах для зимних видов спорта.

  9. Вся эта конструкция, пожалуй. Я так себе думаю, на фоне всех затрат, связанных с альпинизмом и смежными видами спорта, потратить еще 70 долларов на каску можно. К сожалению, несмотря на то, что стандарты СЕ и ГОСТ одинаковы, фирменная каска в любом случае удобнее. Плюс к тому, она заточена под данный вид деятельности. Я не считаю корректной такую экономию на снаряге, вы же не ходите в походы с цыганской клетчатой сумкой. Или ходите?

  10. Данька, привет! ;)
    Ты прав, что на фоне всех остальных затрат, можно купить, но представь, что человек добирается в горы автостопом, потому что нет денег на дорогу, на восхождение он идет в само сшитом комбезе (потому что нет денег опять же одежду), на ногах у него одолженные ВЦСП кошки, в руках взятый в прокат ВЦСП — ледоруб, система досталась от старшего брата промальпа, и каска , которую сам сварганил по инструкции Влада (автора этой статьи) :)
    Ну откуда у него деньги 100 уе на каску Петцль? ;)

  11. Привет.
    Если рассматривать такую гипотетическую ситуацию, то вряд-ли этот чел пойдет что-то сложное. Тада ему такая каска покатит, так как на простом маршруте ему скорее всего на голову ничего не упадет. По этой же причине туристов не рассматриваем. Но мы вернемся к нашему !альпинистскому! ресурсу. Ты бы в такой каске на четверку в крыму полезла бы?

  12. робив трішки по другому — просто 3-ох точечну систему.

    ззаді по центру прорізав нагрітим гвіздком отвір висотою в ширину стропи і шириною щоб могла пройти вдвічі складена стропа.
    2 кінці я пришив до підвісної системи зліва і справа (а не до казанка)
    Використав один нормальний фастекс і 2 двощільні пряжки, які зводили «трикутник» в подвійну стропу.
    Через однощільну сторону фастекса просто пропустив стропу, а в двощільну заправив двойну стропу з другого трикутника.
    Відрегулював, відрізав частину подвійної стропи і прошив.

    Каска витримувала кілька зривів на нижній страховці, з ударами головою об скалу, на скалолазному маршруті (один вниз головою) від кирпича на зеленці я увернувся — так що результатів тесту немає :)

    P.S. і козирьок спиляв щоб не заважав

  13. Там на риске чел уже отписал. Может и ходила, просто тебе на голову ничего не падало. Мне вчера центнер льда на башку россыпью упал, рожа разбита, но голова цела. Я думаю, вероятность одинакова, но из-за рельефа на пятерке шмякнет сильнее

  14. Спасибо за интересную статью!
    Ходила и буду ходить в строительной! После трех нехилых камнепадов в Кичик-Алае моя каска пришла в негодность, но спасла мне жизнь. Прекрасно защищает и затылок, и лоб!
    Отличная система, надо попробовать. А я-то просто на бандану одевала — отлично держалась на моей головушке.

  15. вопрос к автору
    это ваше первая переделка каски?
    вы пробовали своё детище в реальных условиях, носить на маршруте не снимая в течении дня и более?
    из каких соображений стропы прекрепленны к самой каске а не к подвесу?
    почему применили стропу 25 а не 10мм?
    из каких соображений сделали регулировку стропы на затылочной части а не на подбородке?

  16. Это первая доработка каски.
    И это всего лишь один из вариантов крепления и регулировки натяжения стропы закрепления каски.
    Вариант с регулировкой на подбородке возможен, но, я считаю, он несколько затруднителен из-за того, что сдвоенная стропа в щели трезуба сидит очень плотно. И чтобы отрегулировать натяжение необходимо каску снимать и возиться с ней каждый раз Это проверенно на одалживаемых касках и своем велошлеме, который сидит плотно на голове исключительно благодаря регулировке самой подвески с помощью колесикана растяжение/сжатие, а лямки за подбородком расслаблены у меня. Многие каски и шлемы не обладают такой системой. Например, популярная Cassin Rock. А выдержать весь день в затяннутом лямками подбородке будет невыносимо.
    В моем варианте регулировки с помощью трехщелевки,! в зависимости от ситуации!, натянуть или ослабить лямки под подбородком можно намного проще и быстрее, не снимая каски, тем самым будет обеспечен комфорт в течении суток.
    Только вот такие соображения на счет комфорта.
    Стропу использовал 20 мм. Такая ширина встречалась мне. Встречалась и меньше. Принципиальных вопросов не вижу. Использовать 25 мм можно из соображений комфорта, если это как-то повлияет.
    Крепление за каску, а не за подвеску кажется более жестким и надежным. Вариант крепление лямок на подвеске в чужих касках мне показался очень хлипким и ненадежным. Возможно он лучше?! Тогда прошу убедить меня доводами или чужим опытом, исключая эмоции.
    Также хочу заметить, что крепление за шлем часто присутствует в профессиональных касках и шлемах. Вариант крепление строп только за подвеску если и встречается, то наверняка это есть частью общей системы подвеска-крепление, которая является расчетной (в чем я немного сомневаюсь, но хотелось бы, чтобы это было так)

    По поводу самой каски спорить не буду. Носить -не носить- это выбор. Но большинство людей как минимум начинают со строительной, которая у них никак не закреплена (или плотно на бонданке/шапочке сидит), что может привести к быстрой потере и в недостаточной мере выполнение своих функций.
    На счет комфорта также я отмечал, что стоит найти каску, в подвеске которой находятся стропы, а не пластмасса (см. фото) , а также регулируемый заголовник.

  17. «прошу убедить меня доводами или чужим опытом,»
    ну для того чтоб убеждать надо иметь ношения данного вариата подвески в реальных условиях а у меня его нет и быть не может не носил ваш вариант :)
    потому просто опишу свой вариант переделки:
    стропа Y образная крепится к подвеске каски, жёстко пришита,но заняя часть не как у вас в районе затылка а чуть ближе к уху как на фирменных

    Y пряжки о которых вы пишите: «2-х щелевые фастексы треугольной формы, который трудно найти в продаже отдельно. Автору их подарил хороший человек со своего старого велошлема» я исключил именно по причине невозможности их покупки, заместо них с правой стороны просто сшил стропу под нужным углом а с левой продел её в верхнею часть фаста(то что вы называете трезубом) т.е. фаст находится в середине Y образного крепления

    под подбородком у меня одинарная стропа фиксируется и распускается путём натягивания в трёхщелевой части фаста(точно также как вы фиксируете натяжение на стяжках рюка а после распускаете) при желании, если всеже давит, можно пришить кусочек плоской резинки-аммортизатора как это делают на грудных стяжках рюкзака

    стропа только 10мм т.к. фастекс под неё короче чем фаст под 20ку и чем корче фаст тем менше у него шансов давит на скулу что очень хорошо у вас наблюдается фото

    P.S. а вот вариант крепления стропы к самой каске мне кажется очень интересным(надо пробовать, чтоб фаст вообще не ксался литца :) ) нодо буит «изуродовать ещё ону каску в любом случае спасибо за идею и коменты

  18. Да моя идея НИКАК ни Вас, ни кого другого не напряжет. Так как подгонка натяжения и ослабления подбородочной стропы осуществляется в элементе, не снимая каски.
    Да и вообще сотый раз повторю, что ходить с затянутым подбородком и врезающимся в него стропой и фурнитурой, считаю атавизмом -старыми технологиями. А если каска плотно/комфортно не сидит на голове , то это небезопасно как максимум и неудобно, как минимум.
    Намного практичнее навески, которые регулируются сами на растяжение/сжатие. Возможно при этом есть потеря прочности?

    На счет треуголной двухщелевки, я же написал, что подойдёт сама обычная плоская двухщелевка.

    Как-то мне кажется, что сложно у Вас. Трехщелёвка на уровне лица?
    Надо бы фото глянуть. Если не сложно, то пришлите мне на getman_v@ukr.net

    Администрации пожелание : Есть ли возможность сделать функцию вставки картинок и фоток в комментарии, как это сделано на Риске. Например, к моей теме еще люди свои схемы бы доложили и читатель сравнил бы.

  19. >Администрации пожелание : Есть ли возможность сделать функцию вставки картинок и фоток в комментарии.

    А давно все есть, но не как на риске, а как у нас :)
    >За информацией о расширенном редактировании комментариев, обратитесь в раздел «Помощь»:

    http://alp.org.ua/?page_id=2102

  20. Vlad если вы считаете что каска должна сидеть на голове только блогодаря плотносидящей подвесной системе а стропы служить страховкой чтоб она не упала то на какой вообще тогда городить этот огород что ваш что мой? проще купить каску с штатным креплением под подбородок или сделать самому но без всех этих Y образных вариантов просто по прямой с одним фастом и всё

    фотки выслать не могу по двум причинам каска у меня в Крыму а я нет, да и фотика нет :(

  21. Ну нет же. Я так не считаю.
    В статье чётко написал, что частично должна крепиться с помощью РЕГУЛИРУЕМОЙ подвески и частично лямками.

    Повторяюсь — мне несложно.

    1) Единственный нюанс в регулируемой подвеске, что по идее она слабее и ненадежнее будет по прочности и безопастности в отличии от цельной. Так как известно из Теории надежности (да и просто по жизни), что лишнее звено всегда ослабляет систему!
    Но это комфорт и удобство :-) Выбираем последнее, иначе бы на телегах ездили по сей день:)

    2) если система нерегулируемая, то только лямки. Но весь день ходить затянутым будет некомфортно. Поэтому и стояла задача быстро и безнапряжно натяжение лямок усиливать, либо ослаблять в зависимости от ситуации и/или самочувствия!!

    Так что огород этот городить надо :)
    На Риск.ру 91 человек проголосовало: 57 начинало со строительно и 7 продолжает пользоваться и сейчас.
    Статистика такая, что две трети начинают со строительной.

    И немного лирики.
    Вот для буржуев уже разработаны электронные предсказатели клёва рыбы )
    Смешно или прогресс!?
    Станем мы такими же богатыми, то тоже будем покупать сразу дорогие вещи. Главное правильно уметь ими распорядиться еще :)
    Чего всем и желаю! :-)

  22. Если просто по прямой то каска то при попадании чего ни будь тяжелого в переднюю её часть или просто зацепившись козырьком, раскроит переносицу передней внутренней частью.. затылочное крепление тут обязательно я считаю

Добавить комментарий