Как часто в горах приходится перемещаться в связках по ледникам — закрытым или открытым. Но каждый из этих ледников несет свои опасности и трудности. На этом видео показаны тренировочные занятия, из которых видно, что во время падения в трещину одного человека в связке, второй не может его задержать практически во всех представленных примерах. Поэтому, перед тем как вы решите пройти ледник, хорошо подумайте о всех опасностях, взвесьте свои возможности и силы.
В ролике показано, как отрабатывается экстремальная ситуация — срыв в открытую трещину, на практически открытом леднике (минимальный снежный покров). На закрытом леднике (когда трещин не видно) таких резких рывков при падении не будет — снег будет тормозить. Подобная ситуация может возникнуть при обвале снежного моста или в ледопаде — в этих случаях нужно организовывать страховку.
Движение в связке по закрытому леднику.
Особенности организации связки при движении по закрытому леднику:
А — обязательно завязывать промежуточные узлы на веревке, которые при падении в трещину будут активно тормозить о ее снежный край;
Б – для связки из двух человек длина веревки между ними должна быть 20-30 м. Распространенный вариант — ввязываются в среднюю треть веревки, у каждого остается запас такой же длины на случай спасработ;
В – для связки из трех человек может быть меньше;
Г – ни у кого не должно быть в руках колец запасной веревки! Каждое кольцо – это возможность увеличения глубины падения примерно на метр. Идти нужно на полную веревку (в натяг), а одно-два кольца использовать лишь при преодолении микрорельефа ледника, когда скорость у разных участников будет разная.
Узлы на связочной веревке
Узлы на связочной веревке при падении в трещину тормозят о ее снежный край. Вязка таких узлов — распространенный прием в западной школе. Ниже — ролик ENSA, в котором дается практическая рекомендация по узлам на связочной веревке при движении по закрытому леднику. Предлагается первый узел завязывать в 3-х метрах от себя, а остальные узлы с шагом 2 метра. Длина веревки может быть разной в зависимости от конкретных условий, в двойке расстояние между участниками от 16 метров. Для тройки и более человек можно меньше.
Узлы на веревке тормозят при срыве, и точно так же тормозят при извлечении из трещины, если не пользоваться для этого другой веревкой.
Еще рекомендации общего плана:
В трещине очень холодно, особенно если наверху тепло и участник разгорячен быстрым спуском. Поэтому при спасработах счет идет на минуты.
Обязательно идти в каске, при срыве в трещину обычно прикладываются головой.
В трещине ничего не слышно, за веревку не подергаешь — надо иметь рации на приеме и в доступности, например на шее.
Разложенные палки, который лидер держит горизонтально в одной руке помогают задержаться при срыве в узкую трещину.
Кольца складывать только «бабочкой», чтобы не захлестнуло руку.
Материал подготовлен: Проект ALP