В мае этого года известный украинский путешественник Виталий Томчик организовал путешествие в Тибет, к Восточной (Канчунгской) стене Эвереста. Однако из-за недобросовестного поведения принимающей стороны — фирмы «TIBET KYUNGLUNG TRAVEL SERVICE«, пройти запланированный маршрут не удалось. Следует заметить, что по Тибету путешествовать можно только в сопровождении китайского гида.
TIBET KYUNGLUNG TRAVEL SERVICE. Liars and cheaters! Остерегайтесь — мошенники!
Автор: Виталий Томчик, Одесса.
Я готовил это путешествие года три. Прочитал много литературы, перевел рассказы о прохождении Канчунгской стены, разработал маршрут, не противоречащий описаниям в путеводителях, согласовал его с принимающими сторонами, уговорил друзей пойти именно в этот, не дешевый трек, соблазнив их мыслью прогуляться по легендарным местам, где еще не ступала нога путешественников постсоветского пространства.
Путешествие в Тибет. Согласованный с принимающими фирмами план.
1 день (29.04-Пн.) – Прилет в Катманду
2 день (30.04-Вт.) – Катманду, оформление документов в Тибет.
3 день (1.05-Ср.) – Переезд Катманду – Ниалам. (3750 м.)
4 день (2.05-Чт.) – Акклиматизация в Ниаламе
5 день (3.05-Пт.) – Переезд в Тингри. (4500 м.)
6 день (4.05-Сб.) – Подъезд к монастырю Ронгбук (4980 м.), подъезд/подход в ВС Эверест (5150 м.), фото Северной стены, переезд в Карту (3750 м.)
7 день (5.05-Вс.) – Карта, подготовка к треку (яки, еда…). Тренировочный выход на перевал ZamchungLa (4500 м.) или прогулка в монастырь Tarpalin Gompa (4120 м.)
8 день (6.05- Пн.) – Начало трека в АВС к Канчунгской стене Эвереста. Переход в Damphu
9 день (7.05- Вт.) –Трек в долину Кама через пер. Шао Ла (ShaoLa, 4970 м.)
10 день (8.05- Ср.) – Трек в долину Кангчунг (Joksam)
11 день (9.05- Чт.) – Трек в Pethang Ringmo (4850 м.)
12 день (10.05- Пт.)- Трек в ВС Кангчунг (5100 м.)
13 день (11.05- Сб.) – Трек в Pethang Ringmo (4850 м.)
14 день (12.05- Вс.) – Трек к озеру Шурим Цо (Shurim Tsho) (штурмовой лагерь пер. Лангма Ла). (4970 м.)
15 день (13.05- Пн.) –Переход пер. Лангма Ла (5390 м.), спуск в Lhundrubling (4390 м.)
16 день (14.05 – Вт.) – Трек в Карту, переезд в Ташидзонг (4110 м.)
17 день (15.05- Ср.) – переезд в Шигадзе
18 день (16.05- Чт.) – переезд в Лхассу
19 день (17.05- Пт.) – Лхасса
20 день (18.05- Сб.) – перелет в Катманду
21 день (19.05- Вс.) – Катманду. Резервный день.
22 день (20.05- Пн.) – вылет домой

И вот, отчет о реальном маршруте, который удалось пройти, «благодаря» фирме «TIBET KYUNGLUNG TRAVEL SERVICE» из Лхассы.
29.04. — Команда (7 человек) тремя разными рейсами к вечеру собралась в Катманду. Визы в Непал покупались в аэропорту Катманду, 40 долл., многократные, на 30 дней. Агентом в Непале в этот раз была выбрана фирма «7 summits». Поселились в отеле SAMSARA, это один из самых приличных отелей в Тамеле (туристическом центре Катманду). Горячая вода и свет (с перерывом на включение генератора )круглосуточно. Радостная встреча отмечалась в обновленном ресторанчике OR2K гигантскими салатами и хумусом.
30.04 — С утра сдали паспорта для получения китайской визы и пропуска в Тибет. Трепетно ждали результата, так как китайские товарищи празднуют 1 Мая, и, пару дней не работают. Если бы мы не успели оформить документы 30.04, нам пришлось бы несколько дней загорать в Катманду, ожидая открытия посольства. Все прошло отлично, разрешения были получены. При этом, стоит напомнить, что все необходимые документы, анкеты и фото мы выслали в Катманду за месяц до вылета. Тогда же нами были приобретены билеты Лхасса — Катманду. Визы и пропуска групповые, в паспортах никаких отметок не ставится, разделение группы не приветствуется.
Встретились с Еленой Тришаковой (менеджером фирмы «7 summits») и директором фирмы, легендарным Мингма Гелу Шерпа, много раз восходившим на Эверест и другие восьмитысячники.
План нашего путешествия был за два месяца до прибытия полностью согласован нами с фирмой «7 summits» и тибетской фирмой «TIBET KYUNGLUNG TRAVEL SERVICE». Возглавляет фирму Mr. Donglei (В Катманду он зовется Донг Ли). Запомните название фирмы и ее руководителя, пригодится.
Вечером загрузили в грузовик со снаряжением и питанием наши баулы. Грузовик выдвинулся к Кодари, на границе с Тибетский автономным районом Китая (в дальнейшем «Тибет») ранним утром, группа на автобусе выехала в 9.00.
1 Мая. Все люди на демонстрациях и маевках, а мы трясемся с виду в хорошем, но периодически потрескивающем автобусе к границе с Тибетом. Дорога отвратительная, во многих местах перебитая селями и камнепадами. Понятно, почему в период муссонов в Тибет лучше добираться самолетом через Лхассу. Доехали до Кодари и, получив отметки о выезде из Непала, перешли по мосту на Тибетскую сторону. Перед границей, под большим навесом, толпа народа, в основном, женщины и дети. Карантин, где до выяснения различных недоразумений, пребывает публика, желающая просочится в Тибет. Грязно, смрадно, голодные чумазые дети просят еду.
Зашли в зал, где нас выстроили по списку для прохождения границы. Вначале прошли таможню, служивые особенно не придирались, так, вяло отметились рытьем в рюкзаках. В это время наши баулы и грузы, на спинах каких-то разбитных женщин, шустро проходили таможню и границу, скапливаясь на Тибетской стороне. Потом был небольшой шок и 40 минут ожидания, так как в пропусках в фамилиях В.Грача и А.Страхова были допущены ошибки. Как-то очень не хотелось оказаться в карантине вкупе с находящейся там публикой. Встречающий гид (хочется ошибиться и написать «гад» Таши) пометался по пограничникам и все уладил. Пропуска украсились штампами — «исправленному верить». Мы в Тибете. Наши грузы уже в китайском грузовике, нас ожидают два джипа, Тойоты, не первой свежести но, на вид в хорошем состоянии.
Переезжаем в Зангму, где на нас набрасываются обменщики валюты. 1 долл. = 6 юаней. Курс приемлемый, а, учитывая, что дальше поменять деньги будет проблематично, воспользовались этой услугой. В ресторанчике передаем 10000 долларов гиду Таши, никаких расписок или официальных документов, видимо, выдавать не принято. Все на доверии, а жаль.
Далее едем в Ниалам. 3750 метров, неплохой отель, правда, утомляет поначалу подниматься на 5-й этаж. Зато там живет только наша группа, чисто и, есть горячая вода. Таши рекомендует принять душ, дальше горячей воды не предвидится.
Перед поездкой мы долго и настойчиво добивались, чтобы нас в отелях кормил наш повар. С нами из Непала ехал повар Ками и два помощника, обслуга, ответственная за быт. Питаться в местных ресторанчиках опасно, дорого и не вкусно. Своего добились, и, в первый же вечер, повар соорудил нам борщ, а, наше сало дополнило гамму приятных эмоций. Стол был накрыт в рецепции отеля (там нет ресторана) и мы праздновали Первомай на зависть всем посетителям гостиницы. Откушали за всех трудящихся по глоточку «Егермейстера». А надо было не растягивать удовольствие, т.к. в дальнейшем бутылка, по словам обслуги разбилась и была утилизирована в пропасть.
Сон, если ЭТО можно так назвать, у меня был болезненным, прерывающийся приемом различных препаратов от головной боли, но, к утру утряслось.
2.05. Мингма с криком — «Встретимся в ВС Эверест» нас покинул, группа пошла на акклиматизацию. Над Ниаламом есть перевал, куда ведет не крутая дорога, очень приятная для первого дня акклиматизации. Можно тупо следовать всем зигзагам, можно срезать — кто на что способен в первом выходе.
3.05. Переехали в Тингри. 4500 м. Дорога отличная, но, организм без восторга воспринял очередной набор высоты.
Заехали в гости в дом, где родился Таши. Нас принимали его папа и мама. Дом традиционный, на первом этаже хлев и амбар, на втором живут люди.
Поили тибетским чаем. Чай, сбитый с молоком и ячьим маслом. Но, сбивают уже не в традиционных сбивалках, которые, как у нас прялки, разошлись по лавкам старьевщиков, а в миксере, работающим от аккумулятора. Режет глаз. Попотчевали сушеным мясом яка. Эдакая волокнистая фанера без запаха и вкуса. Наши водители жевали его с упоением, я не решился. Прибежала симпатичная разбитная сестренка Таши, с поля. Всем колхозом сажают ячмень для получения цампы. Это основная еда крестьян. Предложил маме Таши деньги, отказалась. Подошел Таши, приказал маме взять, даром, что-ли, кормили-поили. Деньги становятся мерилом гостеприимства у молодежи…
В Тингри есть единственная ночлежка, «Снежный леопард», как- то так. Каре из одноэтажных зданий окаймленное безрадостными холмами гор. Ветер, пыль… О существовании горячей воды здесь давно забыли, хотя ванны в номерах зачем-то стоят. В прошлый раз мы жили в номерах с удобствами на улице, сейчас оказалось, что есть номера со всем нужным внутри. Есть ресторанчик, где наш повар опять баловал нас вкусностями, остальные гости заведения уминали рис и лапшу.
Познакомились с девушкой Машей (а, возможно и Наташей), на 4500 м. девушки воспринимаются несколько отрешенно. Девушка сопровождала двух велосипедистов, которые передвигались по дорогам Тибета, изображая из себя символ благотворительности во имя чего-то. В этот день они спустились из ВС Эвереста. Где и ночевали. Это реально не просто, дорога там для велосипедов жуткая, вид у них был такой, что очень хотелось им поблаготворительствовать. В результате мы дали что-то вкусненькое Маше-Наташе. Кстати, девушка из Израиля. А почему кстати? Ночь опять принесла головную боль и робкие мысли — «Зачем я здесь, когда в Одессе клубника и черешня?». Мысли были задавлены ношпалгином с нурофеном, рассвет принес облегчение, как Хоме Бруту.
4.05. Поехали к ВС Эверест. Часа через три пыльной дороги показалась Гора. Северная стена. Гораздо больший фурор произвел степной волк, оказавшийся в последствии собакой.
Монастырь Ронгбук, площадь, усеянная большими палатками из черной шерстяной ткани с надписями «Гранд отель», «Отель «Негреско» и проч., столы с артефактами, изготовленными в Китае, бирюза, кораллы и янтарь из пластика, зазывные крики — «Купи, посмотри, дешево»…
На высоте 5000 м., наступившей внезапно, все это сливается в некий фантасмагорический пейзаж, с идеально выполненным задником — Северной стеной Эвереста. Дальше наши джипы не пускают, дорогу держит мафия, обладающая шлагбаумом, автобусом и правом продажи билетов на него. Нас подвозят (лучше бы, конечно пройтись, но, время в обрез, да и организм упирается) к китайской погранзаставе, откуда туристам разрешено подняться на холм и лицезреть Эверест почти в упор. Ах, да, это уже не Эверест, а Джомолунга, как говорим мы, или Чомолангма, как говорят тибетцы.
Внизу, у старой морены, многочисленные палатки десятка экспедиций. Здесь — Базовый лагерь.

В АВС (передовой базовый лагерь) еще два дня пути по леднику Ронгбук. Нас в ВС не пускают, нужен специальный пропуск, а Мингма что-то не пришел похлопать нас по мужественным плечам и пробить разрешение на допуск нашей команды к игре в бильярд на столе, затащенном в ВС командой Александра Абрамова. Может Мингма знал что-то, чего тогда еще не знали мы? И не хотел делиться с нами этим сакральным знанием?
Фото стены, приглушенные высотой восторги, движения аквалангистов. 5100 м. В ожидании автобуса поболтали с приятным китайским пограничником. Торчит на заставе год, зимой вниз. Ждет перевода в теплые места. От тоски коллекционирует дензнаки разных стран. Не самое глупое коллекционирование. Получил от нас в коллекцию 5 гривен. Сделал символическую попытку расплатиться юанем. Пресекли, но, уговорили сфотографироваться. Скинул китель и согласился.
Спустились к «отелям», чай с молоком и маслом, не капучино, конечно, но здесь реально полезнее, двинулись в Карту (KHARTA). Марсианолунные пейзажи. Ехали долго и плохо, прибыли к вечеру и дождю. А я думал, в Тибете в мае дождей нет. Это было не последнее противоречие моих предположений с реальной действительностью. Отдохнули в заведении типа «чайхона», с уникальным туалетом — дыркой на крыше, дождались прибытия грузовика и разбивки в часе от Карты лагеря. Огороженное место на берегу реки, намек на травку, раскуроченные домики. А мог бы быть приятный гест-хаус. Просят все прятать в палатку, местные пацаны ночью шалят. Высота 3800, после Тингри — организм не нарадуется.
5.05. День акклиматизации и подготовки к выходу. Подготовка заключается в найме яков, которой занимается Таши. Местное население, в отличии от непальцев, не слова не знает на английском, имеет свои собственные представления об обязательствах и порядочности, общаться с ними крайне проблематично.
Надо сказать, что в лагере у Карты, исчезла мобильная связь, а, спутниковые телефоны в Тибете туристским группам иметь запрещено. Это немаловажный факт, так как, когда, часов в 11 мы уже стояли с рюкзачками, готовые к акклиматизационному выходу, Таши вдруг продекларировал, что наш план трека НЕВЫПОЛНИМ. Мы сняли рюкзаки и выслушали версию гида о том, что трек в ВС Кангчунг, согласно постановлению правительства (слово ГАВАМЕНТ Таши произносил с придыханием, закатывая глаза к небу) должен длиться 14 дней, а не 10, как указано в нашем плане. И платить надо за 14 дней. Вот так. В качестве правоты своих слов Таши показывал нам какую-то мятую бумажку покрытую китайскими иероглифами. С китайским в группе было плоховато, связи не было. Гид подобрал удачное время для нанесения удара ниже обвязки.
Я лихорадочно попытался просчитать возможность продления трека на 14 дней. Ничего не получалось, так как мы были зажаты рамками дат билетов Лхасса — Катманду и Катманду — Украина. На мое замечание, что план был утвержден его фирмой два месяца назад, и Таши мог бы предупредить фирму о невозможности его выполнения хотя бы за месяц до нашего приезда, Таши сказал, что ознакомился с планом только а Ниаламе, ранее он его и сам не видел, а в Ниаламе, он, вроде бы, известил об этом Мингму. Мингма нам ничего не сказал, да что в Ниаламе, что в Карте, сроки менять было уже поздно.
Мы сели, вновь посмотрели трек и карту, 10 дней вполне хватало (еще и резервный день был), но Таши стоял на своем. Потом Таши намекнул, что если мы доплатим еще за 4 дня, это будет соответствовать постановлению, а, если мы пройдем трек скорее, это никого не взволнует, главное, выполнить формальность и оплатить за 14 дней. Это уже было явным вымогательством денег, но, мы прикинули сумму, разделили на участников, было подъемно, но, противно. Я спросил Таши, а если мы заплатим, гарантирует ли он, что мы достигнем ВС Кангчунг. И тут он сказал, что ничего не гарантирует, что может быть глубокий снег, лед и, яки не смогут пройти. Платить деньги без гарантии мы не захотели, а решили начать трек по плану, не сидеть же нам 10 дней в Карте. Сходили, без настроения, на акклиматизацию к монастырю Тарпалин на 4100 м., прогулялись плодотворно. Монастырь был закрыт, но, ребята утверждали, что место очень положительно влиятельное.
6.05. Утро. Ждем яков. К 11 часам пригоняют 10 яков, мы оплатили работу 16 яков, а, по правилам, лучше иметь 3 яка на участника.
Таши что-то бормочет о нехватке яков в Карте и, этих, дескать хватит, нам не надо волноваться. Юлю на нашем грузовике отправили в Шигадзе, сами пошли к перевалу Шао Ла. Вначале свернули не в то ущелье (Таши отсутствовал, загружая яков), траверсировали на нужную тропу и подошли к месту ночевки. Красивое озеро, Шао Цо, хорошие площадки. Очень замусорено.
Караван нас обогнал по дороге, но, яки были явно перегружены, шли с трудом, один як упал, погонщики (их было трое), его разгружали и поднимали. А когда як заваливается на бок, на котором твой баул с вещами, все что может быть в бауле раздавлено, давится. У Сергея был пробит внешний чехол, баул и распорот пуховый спальник.
Яки, что немаловажно, несли себе пропитание — сено , солому. На стоянке им дали поесть, привязав рядом с нашими палатками. А у яков на шеях колокольчики, особенно благозвучные среди ночи.
7.05. Собрались, позавтракали, вышли на перевал. 4970 м. Тропа хорошая, да и перед нами прошло на пастбище в долину Кама стадо яков, потом, под перевалом, догнал наш караван, немного снега ни нам, ни якам не мешало. С перевала завораживающий вид на северные стены Макалу, потрясающе.


Сбросились с перевала вниз, к поселку Доксам (Токсам, Джоксам). Спуск с перевала утомительный, крутая тропа по осыпям, до долины реки, текущей с перевала Шао Ла и, по долине до ночевки. Место лагеря прекрасное, берег озера, для яков есть травка. Но стоянки очень грязные, в отличие от непальских, масса мусора, выжженных кострами мест.
В обед Таши заявил, что перевал Лангма Ла, через который мы должны были возвращаться в долину Карта, непроходим для яков из-за большого количества снега. На вопрос, откуда он это знает, последовал мудрый китайский ответ — «Перевал в этом году еще не прошла ни одна группа». Мы поинтересовались, а пытался ли хоть кто-то это сделать, но вразумительного ответа не получили. На наш логический призыв, что кто-то таки должен стать первым, Таши предпочел не реагировать. Рядом стала группа китайских туристов, у которых путем братания, был выяснен их дальнейший план. Группа собиралась уходить вниз по ущелью Кама 4 дня и выйти к дороге с джипами.
Мы спросили у Таши о возможностях нашей группы повторить путь китайцев. Таши впал в ступор, сказал, что у нас нет пропуска для движения по долине Кама. Мы сделали гипотетическое предположение, что, если у нас кто-то серьезно заболеет и, участника надо будет срочно транспортировать вниз, то и тогда мы не имеем права спускаться? Таши сказал, что ни в коем случае, нас всех по выходе из долины арестуют, но, потом отпустят, его арестуют и не отпустят, а у фирмы отберут лицензию.
«А как же спасать человека» — спросили мы.
«Я сбегаю в Карту (сутки), возьму лошадь, вернусь (сутки) и мы человека на лошади через перевал Шао Ла переправим в Карту (сутки)» — ответил Таши.
Короче, заболеть в тибетском треке, идея безысходная…
Мы оказались на ночевке с интересной перспективой. Вниз нельзя, всех посадят, в ВС нельзя, гавамент запрещает, через перевал Лангма Ла нельзя, много снега.
«Таши, твое предложение?»
«Возвращаться через Шао Ла» — ответил Таши.
Хорошее дельце, мы вернемся за два дня, да и то, если будем идти очень медленно, итого 4 дня трека вместо 10.
От расстройства напряженная психика выудила из сознания еще один путь из ущелья Кама в ущелье Карта. Не мало географических материалов я изучил перед этим треком. А надо было учить тибетский язык.
«Таши — спросил я,- а можно ли вернуться в Карту через перевалы Чок Ла и Замчунг Ла. Они выходят прямо в Карту и условия пропуска мы не нарушим».
Таши что-то спросил у погонщиков яков. Возможно, он спросил — а хочется ли вам, ребята, топать через два перевала вместо одного? Погонщики что-то прогудели в ответ. Может быть сказали, что перевалы не сложные и они согласны. Таши перевел — это невозможно, там очень много снега.
Потом Таши нас «успокоил». В прошлом году, сказал он, группа итальянцев даже Шао Ла пройти не смогла, подошли под перевал и вернулись. Так что, вам, ребята, уже джокер выпал, радуйтесь.
Мы не радовались, три года мечты, подготовка, затраченное время и немалые деньги не настраивали на волну радости.
Мы прошли всего 2 дня из оплаченных 10, поэтому сказали Таши, что завтра выходим к Тангсуму, чтобы, хоть издали, увидеть свою мечту — Кангчунскую стену Эвереста. А вернуться через Шао Ла мы успеем и оттуда. Таши, изобразив на лице сомнения, был вынужден согласиться.
У китайской группы был спутниковый телефон и, они разрешили нам им воспользоваться, но низкая облачность в ущелье заглушала сигнал нашей тоски. Связаться ни с кем не удалось.
8.05. Двинулись в сторону Тангсума. Вначале резкий подъем, потом пологая красивая тропа. На подъеме встретили бегущего вниз китайского туриста — одиночку. «Откуда, родимый?»
«С перевала Лангма Ла, вестимо» — ответил китаец.
«А что перевал в хорошем состоянии» — спросили мы.
«В отличном — ответил парень, — что с ним сделается, снега почти нет, сухо и приятно». Мы приободрились и двинулись к лагерю. Стоянка обозначилась очень быстро, часа через 4. «Что так, — спросили мы Таши, — до Тангсума еще часа 2 идти? Там якам есть будет нечего, ответил Таши». Стало окончательно ясно, что даже фуража для яков взято не на 10 дней и Таши заранее делал все для сокращения трека.
«Ну, что, Таши, перевал — то Лангма Ла проходим, вот парень прошел» — констатировали мы.
Но, хитромудрый Таши ответил, что да, для человека перевал проходим, а вот для яков, возможно и нет.
И мы поняли, что в этом треке яки главнее нас, и это мы для них, а не они для нас.
Вечером, обсуждая обстановку, решили — подниматься под перевал Лангма Ла к озеру Шурим Цо, там посмотреть состояние перевала и принять окончательное решение. Таши даже предложил план, по которому, если перевал не проходим для яков, мы налегке проходим его, спускаемся в долину Карта, а яки, все-таки, возвращаются три дня через Шао Ла. Мы эти три дня ютимся в какой-нибудь ночлежке в Карте, поджидая караван с едой и вещами. Невеселая перспектива. Особенно для нас, уже видевших домостроения Карты. Не удивлюсь, если узнаю, что хозяин ночлежки предложил Таши бакшиш за наши ночевки у него.
9.05. Вышли к Тангсуму и, с гребня открылся, наконец, вид на Кангчунскую стену Эвереста и Лходзе. Слева нависали стены Чомолонзо и, еще много неизвестных прекрасных гор.
Не меньше часа любовались этой суровой красотой, но, опустив очи долу, я увидел внизу стоянку Петанг, куда Таши отказывался нас вести якобы из-за большого количества снега и льда.

Совершенно чистая поляна, без малейшего намека на снег. «Таши — спросил я, — так где же снег и лед»? Вы себе представить не можете, что ответил находчивый наш Таши. Он сказал, да, снега нет, но, теперь много камней, як может попасть туда ногой и сломать ее. А платить придется нам. А як ох, как дорого стоит…
****** — Это я произношу эпитеты в адрес Таши.

Продолжили движение к стоянке под перевалом Лангма Ла и вдруг, о приятная неожиданность, навстречу нам, с перевала, сбежал караван яков… Крыть Таши стало нечем. Но он, держа марку, все — равно, ушел со стоянки в сторону перевала на разведку. Может и прогулялся, может, под камнем полежал, но, вернулся с радостной вестью — перевал проходим! А то кто-то из нас сомневался. Таши преподнес эту весть так, что сложилось впечатление, что он самолично прокопал в снегу траншею для прохода яков и вырубил потемкинскую лестницу ступеней для нас.

10.05. Часа два поднимались на перевал. Яки обогнали нас на самом подходе к перевалу и радостно запылили домой в ущелье Карта. Перевал технически прост, но высота более 5300 м. чувствуется. Фирн на подходе был, неглубокий и прочный, якам и нам в радость.

Провели на перевале около часа, фото, кино упражнения, танцы и водружение флага Украины на высокую скалу над перевалом. Все-таки, я не встречал описания, что на этом перевале был кто-то из стран СССР. Мелочь, а…. Спуск с перевала по безопасной тропе, немного по осыпям, по берегу замерзшего озера. Вышли к стоянке, куда подходила автомобильная дорога.
Все, трек завершен. За 5 дней вместо 10. И, не потому, что мы скороходы, просто нас так подставили. Обидно.
11.05. Пришли джипы. Мы распрощались с радостными от сэкономленного пути погонщиками яков, с еще более радостными поварами, увозившими в Катманду пятидневный запас продуктов группы и двинули на Шигадзе. Дорога довольно утомительная, красивая суровой тибетской красотой, с высоченным перевалом, который штурмовала группа очередных велотуристов. Во второй половине дня выскочили на асфальт и прибыли в Шигадзе. Поскольку дней у нас было теперь много, решили день провести в Шигадзе. Монастырь, ресторан, горячий душ, койка.
13.05. Двинулись в Лхассу. Все лихорадочно меняют билеты на более ранний отлет из Катманду. Главное, удалось на пару дней перенести всем семерым вылет из Лхассы. По одиночке-то нельзя, пропуск и виза коллективные. Поехали через Гьянтзе, озеро Ямдрок и, к вечеру прибыли в Лхассу.

14.05. Русскоязычная китаянка опять Маша, которую я спросил, на каком языке она с нами разговаривает, провела экскурсию по Лхассе и в Поталу. Я в Поталу не пошел, прошел кору вокруг. Не нравятся мне монастыри в Тибете. Те, которые для туристов. Это уже не монастыри, а музейные экспонаты, места, для выкачивания денег из туристов, аттракционы для экзальтированных любителей якобы буддизма.

После обеда поехали на встречу с мистером Донглеем, в его офис. Он очень не хотел с нами встречаться и, только настоятельная просьба офиса «7 вершин» из Катманду вынудила его это сделать.
Мы приехали всей командой и изложили Донглею свои претензии и притязания. Поскольку фирма «TIBET KYUNGLUNG TRAVEL SERVICE«, возглавляемая Донглеем, сорвала план нашего путешествия к ВС Канчунгской стены и не выполнила своих обязательств, мы потребовали возврата внесенных на фирму средств.
Господин Донглей устроил спектакль, дескать, он только узнал о случившемся, это безобразие, во всем виноват гид Таши. Он картинно кричал на Таши, стучал кулаком по столу и страшно вращал глазами. Как будто не ему Таши звонил по десятку раз на день, согласовывая каждый шаг и действие.
Но денег Донглей отдавать не захотел. Ключевой была фраза — «Многие хотели получить компенсацию, но, всей суммы еще не требовал никто».
Вопрос -«Господин Донглей, почему фирма не выполнила согласованный вами план»?
Ответ — «А разве я его согласовывал, да я его первый раз вижу. Фирма «7 вершин» такая опытная, это они утвердили этот план, значит он должен был быть выполним и, что там проверять».
Вопрос -» Почему гид сказал о невозможности выполнения трека в последний момент, а не за два месяца до нашего приезда»?
Ответ -» Гид был в отпуске и сам впервые увидел план только в Ниаламе».
Вопрос — «Почему мы заплатили за 10 дней трека, а прошли только 5»?
Ответ — «А чего вы так быстро ходите»?
Вопрос — «Почему мы заплатили за 16 яков, а получили только 10»?
Ответа нет, переругивание на китайском с Таши.
Поскольку Донглей отказался возвращать деньги, я пообещал доставить ему несколько неприятностей. Во-перваых, на всех русско — и англоязычных сайтах, имеющих отношения к трекам в Тибет, опубликовать этот рассказ, что с удовольствием и делаю. О во-вторых и в-третьих я пока промолчу. Мои угрозы возымели некое действие. Донглей связался с «7 вершинами» и спросил, не преувеличил ли я свои возможности. «7 вершин» ответили, что «Клуб «Третий полюс» не самый удачный объект для мошенничества.
15.05. Таши с утра дежурит во дворе гостиницы. Пытается вернуть мне 10000 юаней. (1600 долл.), за яков и отель в Лхассе (мы не поселились в отеле, забронированном Донглеем).
Спрашиваю — «Это ты лично стибрил деньги и пытаешься себя отмазать, или это тебя Донглей прислал»?
Говорит, что Донглей и, если я возьму деньги, должен написать расписку и письмо, что претензий к фирме не имею.
Я советую искать ему другое место работы.
После обеда появляется Донглей с «крышей» — человеком, явно знакомым с фамилией Дзержинский. Донглей представляет его, как своего «старшего» гида, но, по подобострастному подношению воды «гиду», ясно, кто здесь мистер Ху. Человек неплохо говорит по-русски и старается не разобраться в сути дела, а запутать нас демагогическими высказываниями типа — «Да вы же сами выбрали этот маршрут, вы согласились на изменения, так это же вы 5 дней шли, а не 10».
Народ возбудился и, у меня возникло впечатление, что этот парень сам напрашивается на правонарушение с нашей стороны, а потом — «Мы прощаем вас, вы нас». Я повторил свои обещания кары, но фраза — «Так вы что, завтра хотите улететь?» меня несколько насторожила (вы помните, что в визе у двоих человек в фамилиях были ошибки?) и я решил начать карательную операцию, попав на Украину.
По прощании и взаимных извинениях, почитатель Железного Феликса признался, что служил в консульстве Китая в России. Не уточнил только, в качестве кого.
16.05. Удачно, на полупустом самолете, на который два месяца назад напрочь не было билетов, прибыли в Катманду. С задержкой часа на 2 из-за грозы в Катманду. Начался муссон. Ребята начали разлетаться, предварительно зайдя в офис «7 вершин» и, рассказав сию грустную историю. Я встретился с Лобеном Шерпой, который, пробормотав «Cheapest is the dearest» , рассказал мне на будущее, как надо правильно и надежно организовывать трек в Тибет, но, это другая история.
Автор: Виталий Томчик (г.Одесса)
Источник: Проект ALP