Hermann Buhl

Однажды летом 1940 года, Герман и его партнер наблюдали как на маршруте их обогнал один альпинист, восходивший на вершину соло. Через некоторое время у самой вершины он сорвался и разбился насмерть. Тогда Буль признался себе, что альпинизм это не детская забава, а смертельно опасное занятие. Но это пришествие нисколько не остановило Германа.

Hermann Buhl (1924-1957) (Герман Буль)

Герман Буль родился 1 сентября 1924 года в Инсбруке (Австрия), он был самым младшим из четырех своих братьев и сестер.

После смерти матери, Герман несколько лет проводит в детском доме, где в 30-х годах, считался среди воспитанников, одним из самых слабых и чувствительных мальчиков; однако именно с этого детского дома и началось первое знакомство Германа с Альпами: детей часто вывозили на экскурсии в Tuxer Alpen, (которые являются подгруппой в Центральных Альпах и расположены в Австрии на территории Тироля). На свой 10-й день рождения он взошел на вершину своей первой горы (Glugenzer, 2600 м). Это была «любовь с первого взгляда», он влюбился в Альпы.

Герман Буль в возрасте 14 лет в Karwendel
Hermann Buhl (слева) с Erwin Vitawski 1939 год на вершине Karwendel-Nordkette

Благодаря этим экскурсиям, в 1939 году, Герман вступил в юношескую секцию Немецкого Клуба Альпинистов (DAV) в Карвенделле (Karwendel), где, благодаря активным тренировкам, ловкость и мастерство Германа растут с неимоверной скоростью и вскоре он осваивает самые сложные альпинистские маршруты сложностями вплоть до VI.

После окончания средней школы, Герман поступает на курсы экспедиторов, а в 1943 году он проходит обучение по специальности «санитар», и в период Второй Мировой Войны занимается медицинской помощью солдат в горах Италии, в том числе в аббатстве Монтекассино. После войны, по данным американских военных, Герман возвращается обратно в Инсбрук и зарабатывает себе на жизнь водя туристов в горы. Под конец 40-х годов, он завершил свое обучение по программе «горный гид».

Герман Буль во время восхождения на восточную стену Watzmann (Berchtesgadener Alpen)
Герман на маршруте

В последующие годы, Герман занимается альпинизмом, несмотря на свое скудное финансовое положение, и совершает ряд восхождений (в том числе и первовосхождений) в восточных и западных Альпах совместно с Luis Vigl, Kuno Rainer, Martin Schließler, Marcus Schmuck.

В этот период было совершено много восхождений, знаменательными из которых можно считать:

— первовосхождение по западному склону хребта Wilder Kaiser на вершину Maukspitze совершенно в 1943 году;
— первое зимнее восхождение по южной стене на Marmolada в 1950-ом году;
— первое полное первопрохождение из Aiguilles в Шамони в 1950-ом году;
— первое соловосхождение по северному склону на Piz Badile в 1952 году;
— восхождение по северному склону на Эйгер (Eiger) в самых неблагоприятных погодных условиях в 1952 году;
— восхождение по юго-восточной стене на массив Tofana.

Герман на вершине Patscherkofel, 1952 год

В марте 1951 года Герман женился. Его избранницей стала Eugenie Högerle из Ramsau, которая родила ему трёх дочерей.
Из-за возросших финансовых затрат, Герман уходит с работы горного гида и устраивается в спортивный магазин «Schuster» в Мюнхене консультантом и продавцом альпинистского снаряжения.

Соло первовосхождение на Нанга Парбат

В конце 1952 года Герман был приглашен Карлом Херлигкоффером (Karl M. Herrligkoffer в немецко-австрийскую команду, целью которой, было первое покорение вершины Нанга Парбат.

Слева направо — Dr. Walter Frauenberger, Hans Ertl, Герман Буль
Герман Буль на фоне Нанга Парбат (Nanga Parbat, 8126 м)

В качестве «инициации» и подтверждения необходимой квалификации, в феврале 1953 года, Герман совершает первое зимнее соловосхождение по восточной стене на вершину Watzmann.
К моменту начала экспедиции Херлигкоффера на Нанга Парбат, на ее вершине уже погибло более 30-и альпинистов в попытке покорить ее первыми.

Экспедиции Херлигкоффера пришлось пробиваться к вершине в условиях очень плохой погоды и плохой технической организации, в итоге альпинистам не удалось с первой попытки покорить вершину и они вернулись в базовый лагерь, где ожидали улучшения погоды. 1 июля погода дала «зеленый свет», и посовещавшись, команда в составе: Walter Frauenberger, Hans Ertl, Otto Kempter и Герман Буль вышла к штурмовому лагерю camp5 (6900 метров). Walter Frauenberger и Hans Ertl после выгрузки снаряжения спустились вместе с носильщиками в базовый лагерь, а Герман и Отто остались в штурмовом лагере на ночь. На следующее утро (2:30), Отто сообщил Герману что чувствует себя не очень хорошо, и будет готов выйти не ранее, чем через несколько часов. Герман, решив не упускать шанс хорошей погоды, принял решение соловосхождения на вершину Нанга Парбат. (Отто все-же вышел спустя несколько часов вслед за Германом, однако, его резко ухудшившееся состояние не позволило ему подняться выше отметки в 7400 метров и Отто вернулся в штурмовой лагерь, куда снова поднялись Walter Frauenberger и Hans Ertl).

Герман Буль, 1953 год
Герман Буль

Это был легендарный, не имевший до того времени аналогов эпизод в истории покорения восьмитысячников: Герман Буль, вечером 3 июля 1953 года, достиг вершины в одиночку, без использования кислорода, из лагеря, расположенного на высоте всего лишь 6900 м; при этом на обратном пути ему пришлось провести ночь под открытым небом на высоте около 8 км, так как светлого времени суток не хватило для спуска в штурмовой лагерь. Эта ночевка под открытым небом (в которой Герман выжил благодаря необычайно устойчивой хорошей погоде и нескольких таблеток первитина, наркотического психотропного вещества, который в то время использовался вполне легально (даже выпускались конфеты с начинкой из первинтина) и применялся как стимулирующее средство, и как таблетки от усталости в немецкой армии), стоила Герману обмороженных (и в последствии ампутированных) двух пальцев на ноге.

Герман возвращается с вершины Нанга Парбат (Nanga Parbat, 8126 м)

В штурмовой лагерь Герман вернулся спустя 41 час после выхода в совершенно обессиленном состоянии. Еще 4 дня потребовалось, чтобы Германа товарищи по команде спустили вниз в базовый лагерь, поскольку из-за обморожения пальцев он сам идти не мог.

В подтверждение своего восхождения Герман сделал на вершине Нанга Парбат фотографию своего ледоруба с привязанным к нему пакистанским флагом. Этот ледоруб Герман оставил на память на вершине, и он простоял там до 1999 года, когда Takehido Ikeda, участник японской экспедиции не сбил его с места по неосторожности.

Ледоруб Германа Буля на вершине Нанга Парбат

Его рассказ о изнурительном, невероятном соловосхождении на Нанга Парбат являлся «бестселлером» альпинизма. И долгое время это соловосхождение считалось невероятным и более неповторимым. Так было до 1978 года, когда Рейнхольд Месснер совершил свое легендарное соловосхождение на Нанга Парбат с запада, со стороны ледника Диамир. (Позже он написал пятую об этой вершине книгу «Диамир. Гора судьбы»).

Однако, первое соловосхождение Германа Буля на Нанга Парбат, до сих пор остается невероятным и легендарным событием в истории альпинизма.

Вернувшись домой, после Нанга Парбат, Герман Буль мгновенно стал национальным «героем-альпинистом»; даже сложные, откровенно враждебные отношения с руководителем экспедиции Херлигкоффером (сложившиеся из-за того что Герман грубо нарушил и не подчинялся командам руководителя экспедиции, а может быть ссоре послужила зависть и ревность за успех Германа), не помешали Герману разъезжать по всей Европе, читая лекции о своем подвиге.

Герман Буль на спуске с Нанга Парбат между camp 2 и camp 3

В 1953 году, в Австрии, Герману Булю была присуждена премия «спортсмен года».

В 1954 году Герман публикует свою первую книгу «Achttausend — drüber und drunter» («Восемь тысяч — выше и ниже»), которая становиться классикой альпинизма.

С 1954 по 1956 год Герман принимает участие (а чаще всего соло) в восхождениях по сложнейшим (на то время) маршрутам в Доломитовых Альпах и в районе Монблана.

Первовосхождение на Броуд Пик и исчезновение Германа Буля

В 1957 году Герман участвует в своей второй экспедиции в Гималаях; эта экспедиция австрийских альпинистов, под руководством Marcus Schmuck, планировала покорить Броуд Пик (Broad Peak) в Каракоруме.

Hermann Buhl (Герман Буль) после восхождени на Броуд Пик (Broad Peak, 8051 м) 9 Июня 1957 г

В ней участвовали: Герман Буль, Marcus Schmuck, Fritz Wintersteller и Kurt Diemberger.

Герман, как опытный альпинист, к тому же работавший в отделе продаж снаряжения, был ответственным за подбор снаряжения экспедиции, и Герман не подводит свою команду: все участники получают лучшее снаряжение которое было на время в продаже.

Применив революционный для своего времени стиль восхождения на восьмитысячники (команда поднялась с базового лагеря в легком альпийском стиле и без использования кислородных баллонов) все четверо альпинистов достигли вершины Броуд Пик (8047 м) 9 июня 1957 года.

Проведя акклиматизацию, экспедиция поднялась к штурмовому лагерю на высоте 7900 метров.
Герман, которого все еще мучили тяжелые боли после ампутации обмороженных на Нанга Парбат пальцев на ноге, не мог держать высокий темп команды и после ночного совещания команда приняла решения выходить на штурм вершины группами: сначала должны были подняться Маркус и Фриц, а Курт должен был остаться с Германом, и в случае если он все же не сможет выйти, то Курт сделает соловосхождение на вершину. На следующее утро из штурмового лагеря к вершине вышли Маркус Счумук и Фриц Винтестеллер, после их возвращения в штурмовой лагерь, к вершине вышел Курт Димбергер, который, после короткого отдыха, спускаясь в штурмовой лагерь, встретил одиноко поднимающуюся фигуру Германа Буля. Курт был поражен силой духа Германа: несмотря на страшные боли от обморожения, он все же решил покорить вершину. Курт прекратил спуск и помог своему другу взойти на вершину, где они вдвоем наслаждались красотой открывавшейся с высоты 8000 метров.

Герман Буль на вершине Броуд Пик (Broad Peak, 8051 м)

По возвращении в базовый лагерь, воодушевленные успехом покорения вершины Броуд Пик, Маркус и Фриц решают взойти на вершину Skil Brum, и это им успешно удается; а Герман Буль и Курт Димбергер выходят на восхождение на вершину Chogolisa (7654 м) по Юго-Восточному гребню. Эти два восхождения также были совершены в легком альпийском стиле (к слову сказать, само название: «альпийский стиль» было применено впервые лишь несколько лет спустя).
В течении трех дней Герман и Курт поднялись до штурмового лагеря на высоте 6700 метров, откуда 28 июня 1957 года в 5 часов утра они начали штурм вершины.

За несколько часов до своей смерти, Герман сказал Курту, что это самый счастливый день в этой экспедиции, и он всегда мечтал о такой возможности: за одну экспедицию совершить первопрохождение на две вершины. В это время в районе базового лагеря начал собираться шторм и через несколько часов буря настигла Германа и Курта на высоте 7300 метров, заставив их повернуть вниз в штурмовой лагерь. На спуске, в условиях крайне ограниченной видимости, Курт шел первым, и вдруг, в один миг почувствовал под ногами как дрогнул снежный склон; Курт успел отскочить в сторону, как из под его ног в пропасть провалилась часть нависающего карниза по которому они шли. Курт отошел в безопасную зону чуть в сторону от маршрута и повернулся что-бы предупредить Германа, однако, его уже на склоне не было. Курт быстро начал подниматься к опасному участку. Он увидел свои следы. Когда он перепрыгивал провал, и следы Германа, которые обрывались у самого края карниза. Курт долго вглядывался в пропасть, пытался докричаться до Германа, но все было тщетно.

На этом фото показан последний путь и место исчезновения Германа Буля (фото слева было сделано Германом перед прохождением опасного карниза. Фото справа сделано несколько часов спустя Куртом: на нем видно место где обрываются следы Германа):

Последний путь Германа Буля

На этом фото показан северный склон Chogolisa. На верхнем фото: современный вид северного склона. На нижнем фото: северный склон Chogolisa в 1957 году. Стрелкой показано место исчезновения Германа Буля.

Северный склон Chogolisa. Место исчезновения Германа Буля

Курт спускается в базовый лагерь, где сообщает о трагедии. Оставшиеся три альпиниста: Marcus Schmuck, Fritz Wintersteller и Kurt Diemberger начинают поисковую спасательную операцию, однако безрезультатно.
На этом трагическом моменте оборвалась жизнь легендарного, одного из самого великого альпиниста мира. Тело Германа так до сих пор не было найдено.

Германа Буля всегда отличала умеренная жесткость, решительность, упорство и умение извлекать максимальную пользу из любой ситуации. Среди своих современников, его тяжелый и жесткий характер, выделял Германа из альпинистского мира; для них он был трудным индивидуалистом и это обстоятельство всегда ставило Германа в самый центр альпинистского сообщества.

Герман Буль стал образцом для многих альпинистов, его особенное видение восхождений на восьмитысячники мира в альпийском стиле подхватил и продолжил Райнхольд Месснер.

Его впечатляющие первое соло восхождение на Нанга Парбат безусловно обеспечило ему одно из самых видных мест в истории альпинизма, вместе с другими легендами, такими как: Paul Preus, Ludwig Purtscheller, Albert F. Mummery, Edward Whymper, Willo Welzenbach, Edmund Hillary, Riccardo Cassin, Walter Bonatti и Reinhold Messner.

За свою жизнь, Герман был автором ряда книг, одной из самых значимых, из них является книга: «Achtausend — drüber und drunter» (восемь тысяч: выше и ниже).
С 2010 года это издание было дополнено новыми воспоминаниями и комментариями альпинистов (в том числе и комментариями Курта Димбергера), восходивших с Германом Булем на Нанга Парбат и Броуд Пик.

Перевод: 4sport.ua

От admin

3 комментария для “История альпинизма в лицах: Герман Буль”
  1. На фото видно, что Курт и Герман были связаны веревкой:
    http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2012/02/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%91%D1%83%D0%BB%D1%8F.jpg

    Получается, что когда произошел обвал карниза, то веревка Германа не спасла: ее срезало чем-то.
    Или обратно они шли уже не связываясь?

  2. Это были очень сильные альпинисты. Скорее всего на спуск по своим следам им не нужна была верёвка. На фото видимость есть. А вот следы были очень близко к краю. Скорее если б была верёвка то Курт погиб бы вместе с Германом. В любом случае очень жаль.

Добавить комментарий