alp.org.ua / Альпинизм / Горная школа «Категория трудности» — программы Школы

Горная школа «Категория трудности» — программы Школы

Горная школа «Категория трудности» была создана в 2009 г. с желанием оздоровления нашего постсоветского альпинизма после длительной болезни – периода упадка, вызванного развалом СССР. Откуда у нас взялось такое желание? Да так сложилось, что всю свою сознательную жизнь мы отдали альпинизму, и было больно и обидно наблюдать его постепенную деградацию.

Создавая нашу Школу, мы взяли за основу лучшее из Советской Школы альпинизма: традиции, богатую методологическую базу, опыт преподавания и обучения в альпинизме, отношение к безопасности, постепенность и последовательность в подготовке. Но объединили с лучшими традициями, существующими в современном мировом альпинизме: пониманию приоритета стиля прохождения маршрута, приоритета духа приключения в альпинизме, следование этике прохождения спортивных и традиционных маршрутов на скалах, уважительного отношения ко всем многочисленным видам и направлениям спортивного и любительского альпинизма и скалолазания.

Школа — проект не коммерческий: добровольные взносы участников и курсантов Школы минимальны и идут только на покрытие расходов школы: мы старались сделать Школу доступной для всех желающих. Но это никоим образом не значит, что качество и уровень обучения в нашей Школе ниже, чем в коммерческих школах или альпмероприятиях. Просто, мы родом из той страны, где деньги не были главной целью жизни.

Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим постулатом просим к нам не обращаться.

К коммерческому альпинизму относимся отрицательно: он есть, с этим надо жить, но в нашем понимании это не альпинизм. Поэтому занимаемся только с теми, кто хочет научиться ходить в горах самостоятельно.

В лагере Школы в Крыму мы постарались создать максимум комфорта: вода, газовые плиты и возможность заправки газом баллонов, столовая- каюткомпания, вечером электричество (бензогенератор), туалеты, души, учебный класс, тренажеры. Школа имеет достаточное количество и ассортимент современного альпинистского снаряжения, используемого в обучении. Для сокращения времени подходов под скалы и маршруты мы используем наш микроавтобус.

За четыре года существования мы создали дружный коллектив инструкторов- единомышленников. Мы часто подолгу живем в горах большой и дружной семьей, обустраивая лагерь Школы в Крыму, подготавливая места проведения занятий, готовя трассы соревнований, проводя непрерывную учебную работу с курсантами- учениками, просто лазая по скалам и совершая восхождения. К членам этой семьи относятся и волонтеры: альпинисты и скалолазы, помогающие в работе Школы. Постоянно у нас останавливаются альпинисты, самостоятельно совершающие восхождения. Фактически лагерь Школы стал клубом: местом общения, обмена опытом, взаимопомощи.

Мы работаем непрерывно по всем основным программам подготовки. Вы заявляетесь на выбранный Вами курс в удобный для Вас период времени. Но мы оставляем за собою право проверить Вашу готовность к прохождению курса (входной контроль) и, если Вы не готовы, рекомендовать прохождение другого курса.

Наши основные программы:

Скалолазание. Базовый курс.

Курс рассчитан на скалолазов и альпинистов любого уровня подготовки, от новичков до мастера спорта. Мы (то есть Вы) часто считаем, что умеем лазать по скалам, нам только нужно еще поработать над физухой, и полезем более сложное. Но даже у мастеров наблюдаются недостатки и ошибки в технике лазания. Поэтому этот курс – действительно база для любого направления скалолазания или альпинизма.

Основная цель курса – постановка техники лазания по скалам. Все мы в скалолазании самоучки. Технике лазания нас обучали, в лучшем случае, в соответствии с «Десятью правилами скалолазания», написанными сто лет назад для скал третьей — четвертой категории сложности. Для скал 5-6 категории и выше от них мало проку. Технику лазания по сложным скалам мы обычно осваиваем самостоятельно опытным путем, иногда подсматривая и перенимая отдельные приемы у товарищей. И закрепляя при этом многочисленные ошибки. Вот наиболее типичные, часто встречающиеся:

Мы «не стоим» на скале на ногах – не чувствуем трения и не верим, что скальники «держат». Чаще всего – из-за не умения найти правильное положения корпуса и (или) стопы. Часто при этом икры ног у нас напряжены, быстро устают и начинают вибрировать. Нагрузка на руки при этом возрастает. Существуют «правильные» и «неправильные» положения корпуса, рук и ног, помогающие нам или затрудняющие лазание.

У нас быстро «забиваются» руки. Часто это происходит не из-за малой выносливости мышц предплечий и кистей, а из-за неправильного положения корпуса (см выше), самих рук и использования зацепов руками. Обычно мы не знаем медико-биологических причин этого явления и допускаем ошибки.. Руки часто держим слишком высоко поднятыми (тянемся к высоко расположенным зацепам вместо того, чтобы вначале сделать подшаг ногами и использовать зацепки на уровне головы и ниже). При этом вытягиваясь вынужденно «ложимся» на скалу, снижая трение ног по скале (и увеличивая нагрузку на руки), ухудшая обзор, забивая икры ног и пр. Или лезем за счет подтягиваний, не используя боковой разворот («скрутку»). Изучив причины образования в мышце молочной кислоты, мы поймем, какие технические приемы лазания сохраняют наши силы и дают возможность отдыха и восстановления, а какие вредят этому.

Мы быстро устаем, чрезмерно напрягая во время лазания все мышцы тела, а не только те, которые необходимы для данного движения. Не умеем правильно расслабляться и отдыхать во время лазания, не умеем правильно «расположиться» для прохождения ключа, вщелкивания в оттяжку или для отдыха.

Мы делаем слишком большие шаги, и, не «выкатив» на ногу, начинаем «подтягивать» нижнюю ногу, шкребя носком скальника по скале. Результат – перегрузка мышц ноги и коленного сустава, протирание носка скальника, повышенная нагрузка на руки, неустойчивое равновесие.

Мы не переносим вес тела с ноги, которую хотим переместить, на противоположную ногу, и делаем отталкивание нагруженной ногою.

Мы теряем равновесие на скале и срываемся, не сделав перетанцовку или одну из существующих поддержек равновесия ногою или рукою.

Мы мало или вообще не используем упоры рыками («отталкивания» от скалы) для поддержания равновесия, снижения нагрузки на другую руку, разгрузки ноги при высоком шаге и более экономичного лазания.

Мы мало используем распоры ногами, поэтому плохо передвигаемся на трении по гладким внутренним углам, «корытам». А распоры важно и нужно употреблять даже на крутых плитах.

Мы не умеем правильно дышать, обеспечивая аэробный процесс, или правильно задерживать дыхание для выполнения сложного движения в анаэробном режиме.

Мы много чего не умеем или делаем неправильно, и поэтому должны учиться.

Кроме постановки техники лазания в этом курсе преодолевается естественное чувство боязни срыва (часто не правильно толкуемое как страх перед высотою), изучаются приемы, обеспечивающие безопасность во время лазания.

Для обучения технике лазания, приемам удержания равновесия и пр.используется спецтренажер (искусственная скала), позволяющая тренеру быть непосредственно рядом с обучаемым и исправлять ошибки. Затем занятия переносятся на специально подобранные маршруты на скалах, где для исключения психологического влияния боязни глубокого срыва и сосредоточения на правильном выполнении приемов лазание осуществляется с верхней страховкой.

Этот курс позволяет выявить недостатки и ошибки Вашей техники (или поставить правильную технику «с нуля», что лучше!).

Скалолазание. Короткие спортивные маршруты.

Цель курса: научить скалолаза безопасно лазать с нижней веревочной страховкой по маршрутам со стационарными точками страховки до Fr 6а к. сл. и страховать (нижняя страховка).

Часто, лазая на популярных скалах — скалодромах, наблюдаю на спортивных маршрутах ребят, опасно выполняющих приемы страховки и обеспечения безопасности. Основные ошибки:

— не правильный выбор страхующим места страховки (опасный как для лезущего, так и для страхующего);
— не правильная (и поэтому – опасная) работа рук на страховочном устройстве;
— не правильные действия страхующего при «вщелкивании» веревки в оттяжку лезущим;
— отсутствие динамической страховки при срыве лезущего;
— опасный «захлест» веревки ногою лезущего, приводящий при срыве к перевороту вниз головою;
— опасное «вщелкивание» веревки в оттяжку;
— опасные действия на топовой точке при организации спуска;
— не умение безопасно уйти с середины маршрута при анкерах различных типов без оставления карабина.

Иногда наблюдаю последствия этих неправильных действий (в т.ч. тяжелые). Поэтому считаю, что необходим такой спецкурс для обучения правильным действиям на спортивных маршрутах.

Кроме обучения приемам безопасной страховки проводится корректировка техники лазания, преодолевается естественное чувство боязни срыва с нижней страховкой. Для обучения используется спецтренажер (искусственная скала), позволяющий тренеру быть непосредственно рядом с обучаемым и исправлять ошибки. Затем занятия переносятся на специально подобранные маршруты на скалах.

Скалолазание. Короткие традиционные маршруты.

Основная цель курса: научить скалолаза безопасно лазать с нижней веревочной страховкой и самостоятельной организацией промежуточной страховки временными точками по скалам. Корректировка техники передвижения по скале.

Процесс обучения идет постепенно усложняясь: вначале с дополнительной верхней подстраховкой (провис веревки постепенно возрастает) и опробыванием надежности установленных Вами точек страховки срывами. Затем на специальных учебных маршрутах, оборудованных стационарными точками для подстраховки при срыве с вырывом своих точек. Затем – по взрослому, только со своими точками.

Для обучения нами созданы или подобраны из существующих трад-маршруты от 5 до 7 к.сл.

Средства страховки (закладки, френды, камалоты и пр.) предоставляются Школой.

Лазание на ИТО (искусственных точках опоры)

Курс разделен на две части.

Первая – обучение передвижению на уже существующих ИТО (анкерах спортивных дорожек) с применением различных средств передвижения (жестких и мягких лесенок, крюконог) и техник подтягивания к ИТО (партнером, самоподтягивание клифой или дейзиком и др.). Дается возможность самому оценить и сделать выбор средства и техники передвижения на ИТО.

Вторая – обучение созданию «своих» ИТО на крючьях (включая якорные и топорики), скальных фифах, закладках, пломбах, скайхуках. Средства создания ИТО предоставляются Школой.

Обучение работе на своих точках ведется с верхней подстраховкой. В конце курса – самостоятельное прохождение сложного ИТО-маршрута.

Драйтулинг

К драйтулингу мы относимся как к надежному и быстрому способу передвижения в альпинизме по заснеженным, обледенелым, просто холодным (зимою или на высоте) скалам. Соревновательный и спортивный драйтулинг нас не интересует, т.к. в нем для выполнения красивых акробатических трюков трассы готовятся специально: зацепки поддалбливаются, подсверливаются и пр.

В этом курсе закладывается базовая техника драйтулинга. Лазание по маршрутам М4- М6 (с верхней и нижней веревочной страховкой). Инструменты и кошки предоставляются Школой.

Мультипитчи спортивные

К спортивным мультипитчам мы относимся как к хорошему средству подготовки к прохождению многоверевочных традиционных маршрутов (трэд-мультипитчей): обучение работе с веревкой, организации страховки и самостраховки на «длинном» маршруте.

Осваиваются: организация станции (пункта) страховки на стационарных точках, «висячая» страховка. Вынужденный спуск с маршрута по маршруту (в т.ч. при усложняющих условиях: большие нависания, непогода, камнепады, ночь, мокрый или обледенелый маршрут и пр.) Спуск пострадавшего с маршрута силами напарника.

В конце курса — прохождение спортивного мультипитча при участии и под наблюдением инструктора.

Мультипитчи традиционные

Организация, техника и тактика прохождения маршрута, вынужденного спуска с маршрута, спасработ силами напарника по связке. Подготовка и прохождение традиционных мультипитчей при участии и под наблюдением инструктора. Данный курс позволяет иначе отнестись к скальным альпинистским маршрутам, рассматривая их как традиционные мультипитчи (но соблюдая при этом этику их прохождения: лазанием, без нагружения точек страховки).

Щелевое лазание

Обучение технике лазания по щелям: особенности работы рук, ног, корпуса. Различные техники передвижения по щелям. Для обучения используется щелевой спецтренажер. Прохождение на скалах разнообразных щелевых маршрутов: отколов, расколов, нашлепок, трещин во внутренних углах и пр. Так как на одной скале не более 1-3 щелевых маршрута, то перемещение от скалы к скале микроавтобусом Школы.

Самоспасение и спасработы на скалах, в т.ч. малой группой.

Отдельный курс, посвященный обучению действиям в чрезвычайных ситуациях. Рассматриваются различные возможные ситуации и варианты действий при их возникновении. Что делать, если Вы остались на маршруте без страховки (в т.ч. без напарника по связке). Действия при срыве партнера на сложном и простом рельефе. Элементы этого курса даются в предыдущих программах как вспомогательные (курсы мультипитчей). Но возможно прохождение этой темы и как отдельного, самостоятельного курса.

Горовосхождения в Крыму (Малые горы)

Разносторонняя подготовка и совершение восхождений с инструктором 1-6 к.сл, соответствующих Вашему уровню. Подготовка к самостоятельным восхождениям нового для Вас уровня. Тестирование Вашей готовности к восхождениям выбранного Вами уровня сложности. В чем то перекликается с программой «Традиционные мультипитчи».

Ледолазание.

В прошлом году, проводя курс ледолазания и драйтулинга на Кавказе, мы наблюдали групповое изнасилование замерзшего водопада над Тегенекли ребятами из одного известного клуба. Лезли они долго, грязно, безобразно, опасно, с зависаниями на каждом ледобуре. Толку от такого ледолазания — «ноль», прибавления в опыте – «ноль», улучшения техники – «ноль».

Ледолазание – это не только хорошие инструменты и кошки. Это еще и определенные технические приемы, зависящие от крутизны льда, его состояния, происхождения (глетчерный, водопадный, натечный). И эти приемы надо разучивать, как и в скалолазании.

Курс (две недели) проходится на Кавказе. Микроцикл трехдневный: первый день — лед глетчерный, второй – замерзшие водопады, третий – драйтулинг (разгрузочный день). Всего в курсе три — четыре микроцикла и ряд теоретических и практических занятий по организации безопасности, технике ледолазания, особенностям зимних восхождений, организации биваков зимою, предотвращению переохлаждений и обморожений, извлечению провалившихся в трещины, спускам по ледовым склонам и пр.

Заканчивается курс (если позволит погода и состояние маршрутов) восхождением по ледовому маршруту 2-4 к.сл.

Подробные программы курсов смотреть тут

Горовосхождения в Больших горах.

Летом мы проводим двадцатидневный сбор на Кавказе, все как обычно, только учебная программа выполняется тщательнее и в полном объеме. Стараемся ежегодно менять место проведения.

Горная школа. Немного подробнее.

Что же представляет собою Школа? Это не место обучения (мы с детства говорим о школе как о здании, где проходят занятия), да и не учебно — образовательное заведение, хотя мы и занимаемся обучением курсантов Школы. Из всех известных определений термина «школа» нашей больше всего подходит понимание школы как творческого объединения близких по мировоззрению, мироощущению и миропониманию людей, следующих общим для них традициям и техникам, имеющих своих учеников и передающих основные принципы этих традиций и техник своим ученикам. В применении к альпинизму, конечно.

Что объединяет нас в Школу? Общее для нас отношение к альпинизму, выраженное в следующих тезисах:

Альпинизм – общественное явление, выражающееся в стремлении части членов общества к подъему на горные вершины (горовосхождения – mountaineering), или к преодолению различных форм горного рельефа: скалолазание (rock-climbing), ледолазание (ice-climbing).

«Горовосхождения», «Скалолазание» и «Ледолазание» мы понимаем не только как виды спорта (соревновательную деятельность, ограниченную Правилами для данного вида спорта), но и как виды человеческой активности в горах и на скалах, как общественное явление, а именно:

Горовосхождения — подъем на горные вершины, часто по сложным, труднопреодолимым маршрутам.

Скалолазание – передвижение человека по скале любой протяженности и абсолютной высоты. Без страховки или со страховкой, с установленными предварительно точками страховки (спортивные маршруты) или устанавливаемыми в процессе преодоления скалы (традиционное лазание). Без технических средств на преодоление («чистое лазание») или с их использованием («искусственные точки опоры», «драйтулинг»).

Ледолазание – преодоление человеком с помощью специального снаряжения крутых ледовых стен и склонов: на ледниках, горных склонах, замерзших водопадах и пр.

Скалолазание и ледолазание могут быть элементами (составными частями) горовосхождений, но могут быть и самостоятельными дисциплинами для самосовершенствования и (или) соревнований.

Альпинизм – искусство, творчество. Мы принимаем за аксиому слова Д.Ханта «Пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм. Когда он начинает приспосабливать гору для своих целей, это строительные работы». Поэтому очень важно честное и красивое достижение цели. Не любыми средствами. Ценен не сам маршрут, а стиль его прохождения. Поэтому мы поддерживаем и принимаем принятые мировым альпинистским сообществом документы: «Тирольскую Декларацию», «Этическую Декларацию», «Политику УИАА по Сохранению Натуральных Скал для Приключенческого Лазания».

Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – это наша жизнь, её цель и её смысл. И те, кому такая жизнь подходит – присоединяйтесь!

Источник: Горная школа «Категория трудности» им. А.М.Ставницера

Работа Горной школы «Категория трудности» в 2013-14 учебном году

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Добавить комментарий