alp.org.ua / Альпинизм / Восхождение на Эльбрус с cевера. Часть 1

Восхождение на Эльбрус с cевера. Часть 1

Восхождение на Эльбрус с севера мы совершили в мае 2013 года. В отличие от «классического» маршрута на Эльбрус с юга, с поляны Азау, где до высоты 3800 вас заносит канатка, а многие норовят заехать на ратраке еще на километр выше — с севера маршрут начинается от самого подножья, с поляны Эммануэля (высота — 2500 м). Именно по северному склону в 1829 году было совершено первое восхождение на Эльбрус. Маршрут с севера интересен отсутствием «цивилизации», меньшим количеством людей и необычными пейзажами.

«Цивилизация» заканчивается на источнике Джилису, где летом работает так называемый «народный курорт». Выше в долине реки Кызылкол (исток Малки) есть три коша, но в мае там никого нет. На самом маршруте на поляне Сурх (2550 м) и на моренах (3700 м) имеются домики коммерсов и вагончики спасателей. На севере Эльбруса инфраструктуру имеют три коммерческие конторы: Лакколит, Олейников и фирма «Ослик».

Транспорт, связь

К северным склонам Эльбруса (точнее, к источникам Джилису) проложена дорога из Кисловодска. Сначала асфальт, потом грунтовка. Сейчас ведутся дорожные работы и в ближайшее время будет построено шоссе до самих источников Джилису. Грунтовая дорога продолжается и выше, на поляну Сурх, но сошедший несколько лет назад сель повредил мост, и проехать там невозможно. Так же имеется «верхняя» дорога, ведущая прямо на поляну Сурх по склону одноименной горы, однако она становится проезжей ближе к лету. Весной, пока не сошел снег, дорога на Джилису так же может быть заметена снегом.

Регулярного транспортного сообщения нет, мы добирались на заказанной машине (УАЗик-«буханка»). С заброской можно договариваться с любой из коммерческих фирм, имеющих инфраструктуру на севере Эльбруса. Когда будет достроена асфальтовая дорога до Джилису, с транспортом станет проще — летом сможет проехать любая машина, однако весной, пока не сошел весь снег на перевалах, все равно нужен транспорт повышенной проходимости.

На выезде, если вас не много, можно попытаться поймать машину на источнике Джилису. Большинство приезжает на один день на экскурсию — возвращаются в Кисловодск они ближе к вечеру и свободных мест может не быть. Идеальный вариант — поймать машину, которая забросила на верх группу и возвращается пустой.

За несколько дней до нашего приезда прошел снегопад, поэтому мы не смогли преодолеть перевал перед спуском в долину Малки и последнюю часть пути пришлось идти пешком.

Дорога к Джилису, снежный занос на перевале. «Хеликоптер нихт! …»

К началу маршрута на Эльбрус с севера можно так же добраться пешком: со стороны поселка Хурзук через перевал Балк-баши (3900, один из самых высоких перевалов 1А на Кавказе), или со стороны долины Баксана: имеются несколько маршрутов разной сложности, например из Верхнего Баксана через некатегорированные перевалы Кыртык и Северо-Каракайский (или через пер. Исламчат aka Южно-Каракайский), или из пос. Эльбрус — через пер. Ирикчат (1Б) и т.д. Для особых извращенцев — траверс ледовых полей Эльбруса с запада или с востока с выходом на ночевки 3700 на морене.

Отдельно нужно упомянуть о связи — мобильная связь на севере Эльбруса практически отсутствует. Работает только Мегафон, и только в определенных точках. Самая известная — т.н. перевал «телефонная будка» (см. на схеме ниже). Так же связь есть ниже источника Джилису, над обрывом каньона Малки ниже дачи президента КБР.

Резиденция президента КБР. Мобильная связь есть на тропе над каньоном Малки, нужно искать место где ловит

Рядом с лагерем фирмы Лаккколит на 3700 так же есть точка, где работает мобильная связь.

Сеанс связи — в этом месте в лагере 3700 работает Мегафон

Маршрут, акклиматизация

Началом маршрута на Эльбрус с севера можно считать поляну Сурх, где расположены лагеря коммерческих фирм и база МЧС (несколько кунгов). Так что если вы нуждаетесь в комфорте — любой каприз за ваши деньги, включая ночевку под крышей на 3700, персонального гида и повара :) Естественно, рядом с коммерческими базами можно стоять в палатках. МЧСовцы появляются ближе к началу лета, до этого их база пустует — так что весной на быструю помощь расчитывать не стоит.

В общих чертах маршрут на Восточную вершину Эльбруса выглядит так: подъем до ночевок на морене (3700), проходя по пути «немецкий аэродром» (2900) и Лунную поляну (3450). От морены — выход на лед (снег) и подъем до начала скал Ленца (4500). Скалы Ленца тянуться до высоты около 5000 м., стандартный путь на Восточный Эльбрус — вдоль скал Ленца и затем вверх на вершину. От середины скал Ленца можно уйти вправо траверсом на Седловину Эльбруса, откуда можно подняться и на Восточную и на Западную вершины.

Эльбрус с севера. 1 — поляна Сурх, 2 — «аэродром» (за гребнем), 3 — Лунная поляна,
4 — ночевки на морене 3700 aka Северный Приют (слева Лакколит и МЧС, справа приют Олейникова), 5 — скалы Ленца (стрелка — «вертолетная площадка» )

«Стандартная» схема акклиматизации при восхождении на Эльбрус с севера выглядит следующим образом:

1 день — приезд, ночевка на поляне Сурх (2600).
2 день — радиальный выход — заброска продуктов и снаряжения на морену (3700).
3 день — подъем на морену (3700) и ночевка там.
4 день — радиальный выход к скалам Ленца (4500-4800).
5 день — отдых.
6 день — восхождение на Эльбрус.

Мы поднимались именно в таком графике, он же предлагается многими организаторами коммерческих восхождений в качестве базового. Нужно заметить, что это достаточно форсированный график акклиматизации и вряд ли он может быть рекомендован людям, не имеющим высотного опыта. Возможные варианты изменения графика акклиматизации: 1) погулять по окрестностям, благо есть что посмотреть; 2) перед восхождением спуститься на отдых на 2600; 3) добавить ночевку на скалах Ленца и выходить на вершину оттуда (см. ниже).

При нашем графике набор высоты при выходе на вершину составляет порядка 1800-1900 м., примерно как при восхождении от Бочек по маршруту на Эльбрус с юга. Это достаточно трудоемко, подъем на вершину может занять до 10 часов, поэтому выходить нужно в 1-2 ночи. При неустойчивой погоде можно банально не успеть дойти до вершины. Поэтому иногда ночуют на скалах Ленца — на «вертолетной» площадке на Средних скалах (4800) или в мульде чуть ниже. Однако при плохой погоды на скалах Ленца нередки очень сильные ветра, известны НС связанные с тем, что группа была застигнута непогодой на скалах Ленца, например гибель группы из Ульяновска в мае 2004 года.

1 день. 27.04.2013. Заброска.

Утром приехали в Кисловодск, погрузились в авто, поехали. Дорога живописная, в основном идет по водоразделу, пересекает две глубокие долины — Хасаута и Харбеса. В долине Хасаута — минеральный курорт «долина Нарзанов». Ближе к Эльбрусу на дороге стали появляться снежные переметы после недавнего снегопада. Сначала проезжали так, потом выходили из машины, потом толкали — наконец на последнем перевале перед спуском в долину Малки застряли окончательно. Осталось преодолеть метров 100-150 снежного заноса, но за час удалось продвинуться на 10 метров.

На север от Эльбруса. 1 — «верхняя» дорога: южный склон уже без снега, на северном склоне дорога заметена.
2 — перевал «Телефонная будка», видна тропа на поляну Эммануэля
3 — каньон Малки, 4 — поляна Эммануэля, 4 — поляна Сурх, 5 — «немецкий аэродром»

Дальше пешком. Навстречу идут, точнее катят на скитурах, немцы, пропурговавшие на 3700. И пытается пробиться Нива, видимо заехавшая на Джилису еще до снегопада.

Дальше — пешком. Чтобы попасть на поляну Эммануэля, нужно траверсировать эти припорошенные снегом травянистые склоны.

Сходим с дороги на тропу. Хорошо видна занесенная снегом верхняя дорога, идушая по склону горы Сирх.

Идем километр — полтора по дороге, потом начинаем траверсировать склон массива Сирх в направлении перевала «телефонная будка» (там работает мобильная связь, Мегафон). Снизу подходит тропа, идем по ней через перевал и спускаемся на поляну Эммануэля (2500). Лагерь расположен на противоположном берегу реки Кызылкол (Малка) на поляне Сурх, мост чуть выше по долине возле коша, рядом — неплохой нарзан.

2 день. 28.04.2013. Радиальный выход на морену к Северному приюту (3700).

Утром оставляем часть вещей в Лакколите, наша задача — занести продукты на 6 дней и часть снаряжения на морену на 3700. Подъем начинается по тропе, идущей вдоль реки Карачаулсу, которая выше уходит в каньон. Есть два варианта обхода каньона — более короткий и крутой слева по ходу через седловинку в гребне старого лавового потока, или перейдя на правый по ходу берег Карачаулсу, идти по  тропе по краю плато Ирахиксырт.

Далее идем вдоль ручья — правого притока Карачаулсу (в нашем случае там лежал снег) к «аэродрому». Аэродром (высота около 2900 м.) — это большая ровная поляна, можно даже сказать плато, окруженное древними лавовыми потоками. Достоверных сведений о том, что в годы Второй Мировой войны здесь был немецкий аэродром, нет — однако имеются свидетельства, что якобы видели заходящий на посадку самолет «Фокке-Вульф». Как бы то ни было, сейчас за этим местом закрепилось название Аэродром. После недавнего снегопада практически весь Аэродром в снегу.

Аэродром, направление подъема к Северному приюту

После «аэродрома» начинается подъем к Лунной поляне: довольно крутой взлет, затем затяжной подъем к основанию характерной треугольной вершины (3468). Практически весь путь идет по снегу, к счастью достаточно плотному — тропить пришлось в основном на «аэродроме». Идем не торопясь — первая высота в сезоне. Лунная поляна — это еще одна большая ровная площадка, покрытая мелкой каменной крошкой с отдельными камнями.

Лунная поляна. Впереди морена, на которой расположен Северный приют

Выше Лунной поляны — еще один взлет, ведущий к Северному приюту. На лавовый поток поднимается две тропы — направо к хижине Олейникова, налево — к базе Лакколита и кунгам МЧС. Последний взлет — и мы выходим к домикам Лакколита.

Подъем к Северному приюту

Оставляем заброску в Лакколите, на обратном пути забираем часть оставленного немецкой группой снаряжения, помогая лакколитовским гидам отнести его на базу на поляне Сирх. На обратном пути наблюдаем вот такую картину — со склона ниже Лунной поляны сошла снежная доска.

Толщина сошедшей доски местами более полуметра.

Спускаемся на «аэродром». На склоне, кстати, тоже доска

3 день. 29.04.2013. Подъем на морену к Северному приюту (3700).

Поднимаемся по уже знакомому пути со всем оставшимся снаряжением. Определилась первая партия претендентов на вершину — кроме нас четверка из Новокузнецка(?) и коммерческая барышня Даша из Лакколита с гидом и поваром. У Олейникова пока никого.

Эльбрус с Севера. Северный приют. Будки МЧС на 3700.

Будки МЧС на 3700. На заднем плане — хижина Олейникова, Лакколит за кадром справа, «Ослики» — в конце моренной гряды по центру за кадром слева.

Погода радует, особенно с учетом того, что еще весна. Вечером часам к 4-5 натягивает облачность, иногда начинается снег или крупа, если повезет — гроза. Однако уже ночью безоблачное небо, и с утра — снова отличная погода.

4 день. 30.04.2013. Радиальный подъем к скалам Ленца.

Путь подъема к скалам Ленца

Утром отправляемся акклиматизироваться к скалам Ленца. Снега не много, места открытый лед. Склон не крутой, на отдельных участках крутизна до 30, а так положе. Общее направление движения — к нижним скалам Ленца: пройдя ровный ледник, сначала немного левее на ледовый взлет, пройдя его мы связываемся — выше могут быть трещины. Точнее они точно есть, но весной в основном скрыты под снегом, так что на этом участке нужно идти в связке.

Лед еще зимний, твердый — но уже через пару дней солнце сделает свое дело.

Дальше подъем идет по склону, покрытому плотным снегом. Проходим несколько мелких трещин, практически полностью занесенных снегом. Кое-где сохранились прошлогодние вешки.

На подходе к Камню (выступающие изо льда камни метрах в 200-х ниже скал Ленца, хорошее место для отдыха) появляется лед, и выше тоже лед аж до самих скал Ленца.

Нижние скалы Ленца

Останавливаемся в мульде у нижних скал Ленца. Я еще немного поднялся вверх, но пора возвращаться — погода портится. Повернули во-время — на подходе к лагерю началась непогода, пошел снег.

Возвращение в лагерь на морене

5 день. 01.05.2013. Отдых.

На ночевках пока еще пусто — аншлаг начнется через пару дней.

Ближе к вечеру как обычно затянуло…

… а потом опять растянуло.

Продолжение следует…

Восхождение на Эльбрус с cевера. Часть 2. Вершина

Автор описания: Леонид Смидович (г.Харьков)

Источник материала: Проект ALP

Публикация данного материала на других ресурсах запрещена!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

1 комментарий

  1. Уже несколько лет занимаюсь трансфером на Джылы cуу, поляну Эмануэля (База МЧС). Но как не странно, на Эльбрус не разу не поднимался. В прошлом году ребята из Ростова предлагали, но из-за семейных обстоятельств увы не получилось. Хочу совершить восхождение, в 2014 году. Возьмите в группу, (Кошки палатку, рюкзак ботинки и.т.д., в наличий не имеются. Есть только хороший подтянутый внедорожник). Зато взамен для вас могу предложить бесплатный трансфер на своем внедорожнике из Кисловодска до Поляны Эммануэля и обратно (Машину планирую оставить на базе МЧС), это порядка минимум 15т.р, экономии в вашу пользу. Как местный житель Кисловодска, все подготовлю для вашего приезда, (газ, разные молочные и мясные продукты знаменитой Кавказкой кухни.) С детства люблю горы, отставать не буду (я сам охотник часто бываю в горах) без вредных привычек Звоните строго на 8 (928)033-44-44 Борис. Также организуем трансфер

Добавить комментарий