alp.org.ua / Альпинизм / Как уравнять нагрузку на точки станции страховки

Как уравнять нагрузку на точки станции страховки

Все это может показаться скучным и тривиальным, однако правильная организация самостраховки на станции – это необходимый навык, который лучше освоить в самом начале занятий альпинизмом и тред-скалолазанием. Выучите эти правила, и выучите их хорошо, чтобы в следующий раз, страхуя на «висячей» станции вы сильно не волновались.

В каких случаях используется веревка

Использование веревки при организации станции страховки делает ее более динамической, помогая амортизировать нагрузку, приходящуюся на станционные точки при срыве. На многоверевочных тредовых маршрутах, где для организации станции используются стоппера и камалоты, пристраховаться к ним динамикой – хорошая идея. Здесь мы продемонстрируем простую, универсальную и легко запоминающуюся систему.

Как использовать веревку

Станция на одной точке

Периодически (в удачные дни) вам будет попадаться взрывоустойчивая единичная точка, вроде крепкого дерева или монолитного выступа. Пристраховаться к такой точке просто, главное определиться, дотягиваетесь ли вы до нее рукою. Тут все зависит от размеров выступа, от того, как далеко осталась предыдущая точка и откуда вам будет лучше видно страхуемого напарника.

Безопасная станция на крохотной полке в начале маршрута Atlantis, Castle Helen, Gogarth

Если станция на одной точке в пределах досягаемости

Привяжите веревку к муфтованному карабину на станции с помощью выбленочного узла (он же стремя) и выберите слабину, как это показано на рисунке 1. Узел «стремя» – лучший выбор в этой ситуации, поскольку его можно легко и быстро подтянуть.

Если до станции на одной точке от желаемой позиции страховки не дотянуться

Вщелкните веревку в карабин на станции и привяжите свободную веревку узлом-стремя к карабину, прощелкнутому в петлю, образовавшуюся при ввязывании веревки в беседку. Выдайте себе необходимый запас веревки, пока не доберетесь до места, откуда вы собираетесь страховать напарника (рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Если станционная точка представляет собой большой гравелитовый блок, на который петель не напасешься, то просто набросьте на него веревку, свободный конец которой опять-таки вщелкните в петлю на беседке нашим волшебным узлом-стремя.

Станции на нескольких точках

Как правило, следует стремиться к организации как минимум двух супернадежных точек для станции. Если хотя бы одна из них чуть менее, чем идеальна – добавляйте третью и так далее (некоторые станции на Gogarth требуют установки 5 или 6 точек!)

Две точки в пределах досягаемости

Взгляните на рисунок 3 – там показано, что, ввязав веревку в одну точку узлом-стремя, следует оставить небольшой провис, и только затем ввязать ее во вторую точку. После этого необходимо свободный конец ввязать узлом-стремя в карабин на беседке (в петле, образованной концом веревки). Чтобы уравнять нагрузку на точки, просто отрегулируйте все узлы стремя.

Рисунок 3

Рисунок 4

Если две станционные точки находятся в удалении

Уверен, что вы уже поняли, как поступить в этом случае – просто вщелкните веревку в обе точки и двигайтесь к нужной позиции, выбирая участок веревки, находящийся между точками. Привяжите эту петлю узлом-стремя к системе и уравняйте натяжение концов, прежде чем ввязывать второй узел-стремя. Все это показано на рисунке 4. Два узла стремя хорошо работают в большом грушевидном карабине, однако если муфтованные карабины у вас маленькие – используйте по одному для каждого узла.

Сдвоенные веревки

Пока что мы определились, как работать с одинарной веревкой, однако не паникуйте, если вы лазаете со сдвоенной – с ней все куда проще на самом деле. В случае с одинарной станционной точкой используйте любую из веревок (или обе – это если вы хотите свести к минимуму растяжение), а если станционных точек две – ввяжите ваши веревки в каждую из них.

Если станция удалена от желаемой позиции – вщелкните каждую веревку в точку и отходите до нужного места и ввяжите веревки узлом-стремя в петлю на беседке, как это делали раньше.

Так разумно поступать на разрушенных вершинах, где надежные станционные точки наверху, а вам нужно приспуститься к перегибу, дабы видеть напарника и не сыпать на него камни веревкой.

Либби, пристрахованная к двум станционным точкам, находящимся в удалении, на Mother Carey’s, Pembroke

Когда следует использовать локальные петли

Использование локальных петель для создания центральной точки на станции из нескольких точек имеет смысл, когда нет смены лидера, когда идет связка из трех человек или когда вы хотите страховать не через себя, а со станции. Необходимо создать центральную точку (карабин), куда удобно вщелкиваться. Однако помните, что петли практически не тянуться и в случае срыва на станцию придется большая нагрузка.

Как использовать петли

Есть несколько способов уравнивания нагрузки, приходящейся на точки, и следует запомнить основополагающие принципы:

  • Равная нагрузка (на каждую точку);
  • Независимость друг от друга (в случае отказа одной из точек на другую не должен прийтись чрезмерный рывок);
  • Угол, образуемый петлями, не должен превышать 60 ͦ (почему так – смотрите ниже).

Нагружение точек 1

Нагружение точек 2

Нагружение точек 3

Совместное использование веревки и петель

Конечно, можно одновременно использовать и петли, и веревку, и в таком случае используются сильные стороны каждого из методов – удобство вщелкивания в петлю и динамические свойства веревки. Это хорошо работает при страховке с висячей станции, как видно на фото.

Использование и петель, и веревки на Moving Ward, Pembroke

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не впадайте в уныние, если вам кажется, что для овладения искусством организации станций вам понадобятся столетия, и не забывайте – всегда стоит уделить пару лишних минут на то, чтобы удостовериться, что со станцией все в порядке. Даже если ваш напарник начинает терять терпение.

Автор статьи: Либби Питер (Libby Peter)

Оригинал на английском: http://www.ukclimbing.com/articles/page.php?id=2592

Адаптированный перевод: Роман Богуш (г.Херсон)

Источник перевода: Проект ALP

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Материалы по теме:

Варианты организации станции страховки

О надежности станций страховки на льду

  1. «И что только не придумают абы не использовать вот это»
    Кроме этого (корделет) существуют ещё десятки вариантов организаций альпинистских станций. Какой из вариантов блокировки точек станции следует применить в том или ином случае, смотрят по ситуации.
    Корделет петля имеет как плюсы, так и минусы. То же можно написать и о материале для изготовлении корделета.

    На мой взгляд в рекомендациях данной статьи есть рациональное зерно. Тем более это проверялось неоднократно личной практикой.

  2. а что насчет мaтериала? Дайнема не динамит? а те кусочки привязанной веревки так растягиваются что гасят всю нагрузку? неужели есть разница с точки зрения динамичности и гашения нагрузки? И какие минусы у корделет и схожих вариантов?

  3. Чем менее растяжимые материалы мы используем для объединения точек станции, тем более жесткий импульс испытают они в случае неудачного старта лидера со станции. с последующим падением на неё же. (По какой либо причине лидер не успел поставить первую точку после станции перед падением). Дайнема практически не тянется. Станция получит сильнейший импульс за очень короткий промежуток времени, она может и не выдержать данную нагрузку.
    Чтобы детально ответить на заданные вопросы, обычно требуется довольно продолжительная лекция. Если с практическими занятиями это занимает 3-4 дня, и зависит от умения обучаемого воспринимать материал.
    Навскидку, плюсы корделета:
    -возмождность объединять одной петлёй 2 -3 точки, с фиксированием распределения нагрузок
    -быстрота использования
    -возможность использования в комбинированном варианте. Корделет плюс усиление
    -возможность использовать не только петлю ниже узла, но и боковые пряди (нечетное количество)
    -компактность переноски
    Недостатки.
    -Практически неприменима без дополнительных опций для 4 и более точечных станций
    -трудно достичь стопроцентно правильного направления для
    восприятия нагрузки. Как следствие каскадность при отказах.
    -очень желательна симметричность расположения элементов страховки, в противном случае более короткие пряди воспринимают большую нагрузку
    -Корделет петля имеет ограниченные размеры, расстояние между точками может не позволить эффективно использовать петлю
    -При завязывании корделет узла, трудно избежать искажения по прядям, соответсвенно трудно добиться одновременной работы всех прядей (каскадность работы)
    -Если в узел не поставить ограничитель (хотя бы карабин) с развязыванием узла может возникнуть проблема
    Как материал для корделет петли хорошо зарекомендавали себя репшнуры (любая приличная западная фирма) диаметром 7.0-8.0 мм длиной от 5.0 до 7.0 метром

Добавить комментарий