alp.org.ua / Альпинизм / Немного из истории касок

Немного из истории касок

Начинали все со строительных касок, рассчитанных, как известно, на защиту от падения сверху мелкого строительного мусора и больше ни на что.

Это касается:
а) самой пластмассы — многие строительные каски раскалываются при деформации и ударе;
б) системы амортизаторов — они рассчитаны только на удар сверху, при ударе сбоку и сзади, да и спереди — каска упирается в голову;
в) системы крепления — ремни не мешают каске смещаться по голове в любую сторону.

То есть — какова цель, такова и конструкция. Вполне целям, кстати, удовлетворяющая.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КАСКИ

Более всего лично меня тревожили два момента:
а) практическая незащищенность височных и затылочной долей при нормальном расположении каски на голове.

Внимательное изучение литературы и сообщений о НС в альпинизме может дать несколько случаев поражений рикошетами в эти места, а также склонившихся к рюкзакам или просто наклонившихся — при этом затылок и основание черепа остаются незащищенными абсолютно.

б) практическая 100% вероятность потери такой каски в первые же мгновения при падении кувырком.

Существовал даже такой тест: если каска закреплена на голове нормально, она должна выдержать по крайней мере три кувырка через голову, не съехав с головы. Проверяли — неважные результаты получались со строительными касками. Мягко сказать.

ЗАКРЫТЫЕ ШЛЕМЫ

В середине 80-х в СССР специальных касок для гор и пещер просто не существовало. А строительные по безопасности явно не устраивали. Тогда я обратился в смежные виды деятельности, где защита головы — актуальная необходимость.
Это — парашютный спорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.

Во всех этих видах никто не опасается падающих сверху камней и предметов. Защита предназначена именно от ударов кувыркающегося после падения тела о рельеф.
Что принципиально аналогично ударам падающих камней со всех направлений — во все зоны головы: виски, затылок, лицо (защита за счет выступающих контуров и наподбородников).
И что важно — частично передает удар в голову через шлем — на плечи, предохраняя шею — наиболее травмоопасное место при тяжелых ударах даже не острых предметов.

То есть, в смысле максимальной безопасности, закрытые шлемы гораздо совершеннее касок. И те, кому приходится думать о реальной защите, никогда не наденут каску.

С переходом на SRT я перешел на шлемы — и сам, и в клубе всячески поощрял их покупку, даже закупал партиями.
Почему? Помимо того, что в шлеме чувствуешь себя куда более защищенным, мне надо было избежать даже намека на любую аварию. Что бы с нами ни случилось, это было бы использовано для борьбы с SRT, и так бывшей вне закона.

Использовали самые разные шлемы. Лично я начал с мотошлема (их тогда называли «гермошлем»), отпиливая подбородник.

 Кстати, мотошлемы раньше были из вязкого скользкого пластика типа полиэтилена, не такие навороченные как современные.

Это Лю перед Киевской, 1987 год, когда вот этот красный шлем загорелся на 60-метровом.

Потом появились более компактные «Сальво» — горнолыжные.

Вот как у москвича Миши Дякина на Арабике в 1988, хотя сейчас смотрю, и кажется мне, что это все же не «сальвовский» шлем…

Постепенно мы все закупили такие шлемы, даже я перед Пантиной поменял свой любимый белый на более компактный горнолыжный

Впечатления по комфортности.

Минусы:

— Глушит. Но с этим очень легко справиться. Вырезаешь амортизатор напротив ушей до пластмассы, чтобы ухо полностью входило в отверстие, а в самой пластмассе сверлишь несколько отверстий. И все.
— Жарко. Если в сухой пещере, это чувствуешь. В теплой типа Кугитанга или Израиля — вообще труба. Именно потому я положил свой шлем на полку и хожу в дюралевой каске, хотя она имеет ценность только как раритет. Но если в мокрой и холодной, шлем работает прекрасно.
— Некоторым тяжеловато с непривычки, но это слабая городская шейка, это не серьезный минус. Везти, правда, больше веса.
— Размер. В узости пролезать трудно, но это только мотошлемы, горнолыжные лишь чуток шире обычной каски.

Плюсы:

— В таком шлеме тепло — не нужны подшлемники, шапочки, что в холодной пещере приятно. Защищает от ветра, не так стынешь.
— Часто при движении вдоль водопадов закрытый шлем вполне заменяет обтюратор гидры, достаточно чуток втянуть голову в плечи, и брызги не попадают на шею, щеки, в уши.
— Удобно отдыхать. В любом месте и точке можно положить голову на камень, глину, стену и точно ничего на голове не вымочишь и не испачкаешь. Даже спать в нем хорошо.
— Хорошо сидит на голове. Когда шланг карбидки становится жестковатым от холода или цепляется, он стремится сдвинуть каску. Со шлемом этот номер не проходит.

В СПЕЛЕО

Простой анализ повреждений при НС в спелео дает понимание, что менее всего следует опасаться падающих сверху камней. Бывает, конечно, но серьезный камень просто ломает человека, никакая каска не поможет.
Пример: гибель ленинградца Лонинова в Предколодце Снежной.

Гораздо больше травм мы получаем именно от ударов головой из-за случайностей или в результате не контролируемого падения.

Пара случаев из практики:

…Год этак 1974. Быстро идем по штреку в Подмосковных Сьянах, выходим из Колонного на Централку, я первый, за мной сзади еще четверо.
Вдруг сзади звук сильного удара, какой-то шум. Оборачиваюсь, бегу назад. Посреди хода лежит в серьезной контузии Таня.
Штрек, как водится, то высокий, то пригнешься, а тут участочек с прямым высоким потолком, поворот налево и сразу за поворотом на потолке ступенька сантиметров 30. Вот эта-то ступенька встретилась Таниной строительной каске, сбив ее на затылок и обнаружив под ней лоб. Обошлось, но неделю девушка ходила с этаким черным кровоподтеком в пол-лица, шокируя весь институт.

…Год 1990. Пантюхинская. Единственный из 3-й донной группы керчанин Володя Салимов был в строительной каске. В Первом меандре за сифоном на -600 срывается из распора и метра 3 скользит спиной по стенке, инстинктивно пытаясь распереться. Стенка, понятно, не полированная. Каска на носу, на голове скальпированная рана, много крови, но не опасно. Именно после этого падения мы и потратили 100 метров веревки на стационарные перила в широкой части меандра. До сих пор, наверно, там.

СОВРЕМЕННЫЕ КАСКИ

Попытка найти компромисс между максимальной степенью защиты и комфортом. Именно компромисс, так как полноценно на двух седлах не усидишь.

а) Реально усилена система крепления — минимум в 4, а то и в 6 точках к каске. Так что кувыркаться можно с несколько большей надеждой на то, что каска останется на голове. Но только с надеждой, так как каска при ударе слетает с головы — читайте описание аварии.

б) Более современные материалы, уверяют, что лучше.

в) Легкие.

Самая популярная у спелеков модель «Elios» — «Speleos» Петцля весит порядка 315-345 г. Интересно, за счет чего?

Каска для альпинистов типа «Ecrin Rock», «Bouchon»весит уже больше — 445 г, да и сделана вроде покрепче — из поликарбоната. На их основе есть «Explorer» — фонарик привинтили

Мне лично больше нравятся промальп-спасательские каски серии «Vertex», хотя они весят на 120 г больше «Elios»

г) Хорошая вентиляция, что иногда плюс, иногда минус.
д) Удобные крепления под тряпичные налобники.
е) Сделано эротично, приятно :)

Так что есть из чего выбрать. Но надо отдавать себе отчет, что по уровню безопасности все эти каски уступают закрытым шлемам.
ерзание на голове, открытые височные и шейно-затылочные зоны, весьма хилые амортизаторы, если сравнивать с шлемами, где удар перераспределяется по всей поверхности головы.

На мой чисто практический взгляд эти каски, хотя и стоят куда дороже, уступают каскам для того же скейтбординга, роликов — их сейчас много видов

Тут затылочно-височные доли закрыты надежнее, распределение удара на голову — по поверхности, а не по ободку и тройке ремешков, а дырки сверху можно и заткнуть, чтобы вода не заливала

Ну, в общем, именно по этой причине, уже работая в спасотряде, я заказал одному мастеру-самодельщику изготовить на весь состав композитные закрытые шлемы типа мото. Оно спокойнее, когда за личный состав отвечаешь.

Конечно, каски — тоже в определенных условиях вполне оправданы. Вон Молодя Мальцев в своей книжке вообще хождение без касок проповедует — типа, без нее надежнее, так как беречься начинаешь больше, а за все время никому у них там на Кугитанге ничего на голову еще не упало :)

Большинство всегда будет в первую очередь думать о комфорте, а только потом о безопасности, мотивируя этаким изящным ходом-подменой, что комфортность — это тоже безопасность.

Но главное, чего бы хотелось достичь — это понимания, осознанности выбора того, что мы носим на своей голове.

Автор статьи: Константин Серафимов

Источник статьи: soumgan.com

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

2 комментария

Добавить комментарий