alp.org.ua / Альпинизм / Медленный февраль. Новый маршрут на Ерыдаге от харьковских альпинистов

Медленный февраль. Новый маршрут на Ерыдаге от харьковских альпинистов

На вокзале в Дербенте сильный мороз и куча снега. Море замёрзло на несколько сотен метров от берега. Местная милиция с  состраданием смотрит на нас и, нарушая все существующие традиции, даже не спрашивает документы. «Куруш? Ерыдаг? Плохое время вы выбрали ребята» — говорят они нам.

Наш старый знакомый Нариман возит нас в Куруш уже третий год подряд. В этот раз он предусмотрительно взял лопаты. Нариман сразу предупреждает, что много снега и до Куруша мы не доедем. Но мы полны веры в проходимость УАЗика и силу шанцевого инструмента.

После нескольких часов копания траншеи и толкания машины эта вера подорвана. Мы признаём своё бессилие, выгружаем вещи и с самым необходимым идём в посёлок.

Утром, сходив за грузами, идём на ферму узнать, что с пропусками. По дороге умудряемся запустить лавину. Пропусков нет, но благодаря содействию Петра Леонова, решаем этот вопрос и успеваем заброситься в базовый лагерь.

На следующий день за две ходки заносим грузы под наш бастион. Постоянно метёт и сыпет снег, видимость низкая. Без привычки  минус 15 кажутся адским холодом. Как окажется впоследствии, это были самые теплые дни экспедиции.

г.Ерыдаг (Дагестан)

Линия маршрута "Медленный февраль". Фото большого разрешения

Техническое фото нового маршрута в большом разрешении

В наших планах всего один день обработки. Во время прошлогодней попытки я пролез две верёвки и теперь мне предстоит повторить их. Погода отвратительная: мороз, ветер и снегопад. Лезу как черепаха, постоянно отогревая пальцы. Но к обеду ветер немного стихает и я ускоряюсь.

Прохождение нового маршрута "Медленный февраль"

Третья верёвка откровенно четвёрочная, но о лазании не может быть и речи. Пологий внутренний угол забит снегом. Иду на фифах, раскапывая перед собой рельеф и непрерывно засыпая страхующего.

На второй день отрываемся, проходим две несложные верёвки и успеваем обработать десять метров второго бастиона. Второй бастион – наиболее сложная часть маршрута. Первые 40 метров – зеркало, в ход идёт пробойник. Далее рельеф позволяет идти на якорях и крючьях, но без долбёжки всё равно не обходится.

Прохождение второго бастиона

Постоянно дует сильный ветер. Нас ещё трое и раз в день мы меняемся на страховке… На четвёртый день Саша Заколодний понимает, что заболел. В четыре утра проводим совещание, обговариваем техническую возможность спуска. В 8.30 заканчиваем спуск и поднимаемся обратно. Следующие 10 дней нам предстоит провести вдвоём.

Всегда грустно, когда кто-то покидает команду, но мы полны решимости закончить маршрут.

Мне очень нравятся восхождения в двойке, и эту линию в своих мечтах я хотел пройти именно так. С Женей Тимко я знаком давно. Знаю, насколько он стойкий и надёжный напарник. Мы верим друг в друга и без тени сомнения продолжаем восхождение.

В качестве стимула высоко вверху над нами огромный нависающий внутренний угол третьего бастиона. Красно-коричневый монолит смотрится фантастически красиво. Когда на душе совсем кисло, каждый из нас, задрав голову, смотрит вверх и укрепляется в желании добраться и пройти его.

В целях облегчения вместо платформы у нас палатка BD Tempest. В ходе восхождения приходится расширять границы сознания относительно полок и снежных надувов, пригодных для бивака.

Бивак на стене в платформе

Потянулись дни, похожие один на другой: в 6.00 нужно вылезти из спальника.

Внутри палатки тоже очень холодно

и начать бодриться,

В 8.00 начинаем лезть

Или баульничать:)

В 17.00-19.00 финишируем

Температура минус 20-25 градусов, но мы уже привыкли к холоду и не замечаем его.

В один из дней потеплело до -14, на солнце можно было даже снять перчатки.

Прохождение нового маршрута "Медленный февраль"

Но за этим последовала не оттепель, на которую мы надеялись, а два дня снегопадов и метелей.

Вечером 13-го дня мы практически закончили маршрут. Но на плато бушевал ветер, и мы благоразумно заночевали на стене, буквально за 10-15 метров до перегиба.

Примечательным выдался выход на вершину. Минус 27 и сильный ветер. Женя, преодолев последние метры, уходит за перегиб и, «покопавшись» какое-то время, кричит классическую фразу «не грузи перила». На тридцатиградусном глинистом склоне не оказалось ни выступа, ни куска монолита, пригодного для шлямбура. Ему оставалось лишь набить фиф-якорей в глину и самому, упершись ногами в склон, изобразить точку страховки.

Страховка на вершине

Всё бы хорошо, но на станции я не одинок. Со мной два баула по 25 кг. Пока решили эту ситуационную задачу, на Женю намело сугроб. Но вот и вершина.

Вершина

На вершине

Пять минут счастья, записка, фотки и скорее вниз. Сильный встречный ветер, но отличная видимость. Сейчас это главное. Находим спусковую двойку с Сельды и к вечеру приходим в базовый лагерь.

Я представлял себе этот момент немного иначе. Не было ни бурной радости, ни фатальной усталости, зато накатилось странное ощущение окончания чего-то удивительного и неповторимого.

На мой взгляд, маршрут получился логичный и длинный. Ввиду того, что это первая линия на данном бастионе, мы имели возможность  выбирать самый логичный путь. В итоге: 35 участков, плюс 7 участков по полкам. Общая длинна — 1930 метров. К сожалению, последний пояс скал оказался сильно разрушенным, и мы обошли его справа. На последних двух верёвках скалы залиты глиной, это добавляет сложности. Маршрут оборудован 32 шлямбурами 8/35мм (24 на станциях и 8 промежуточных). Съёмники не использовались.

Евгений Полтавец

Евгений Тимко

Прохождение нового маршрута "Медленный февраль"

Благодарим Экипировочный центр «EXTREME» г. Харьков за качественное снаряжение: «LA SPORTIVA», «BEAL», «GRIVEL», «KONG», «MILLET», «BLACK DIAMOND», «PRIMUS».

Автор статьи: Евгений Полтавец (г.Харьков)

Материал предоставлен для: Проект ALP

3 Комментариев

  1. Хорошо Женя написал: «Всё бы хорошо, но на станции я не одинок. Со мной два баула по 25 кг. Пока решили эту ситуационную задачу, на Женю намело сугроб. Но вот и вершина.» :)

    Но все же, как вы решили эту ситуационную задачу? Было бы интересно услышать историю.

Добавить комментарий