alp.org.ua / Горный туризм / Разбор некоторых НС в туризме

Разбор некоторых НС в туризме

Уважаемые горные туристы, коих на сайте alp.org.ua много, статья предназначается, прежде всего, для вас. В этом году на сайте обсуждались два трагических несчастных случая с туристами, но комментарии к ним дают повод усомниться в правильности сделанных выводов живыми туристами.

Один турист пошёл прогуляться по австрийским холмам, нашёл чуть ли не единственную скалу во всей округе и свалился с неё. Другой каждый год по весне дюльферял под ледяным душем крымского водопада и, в конце концов, замёрз насмерть, не предусмотрев необходимости прожумарить несколько метров вверх. В качестве практикума предлагаю рассказ горного туриста, взятый с другого сайта.

В его разборе полёта и комментариях к той статье его коллегами по хобби не была определена непосредственная причина НС, несмотря на то, что я им её указал.

Рассказ участника группы

Давний 90-й год, горная 5-ка, спуск с пер. Шхельдинский (3А), дюльферяем по льду. Для спуска последнего припасли специальный самодельный ледобур-самовыверт.

Для справки: самовыверт – это дюралевая трубка с резьбой, как у стандартного для того времени ледобура, но без режущих зубьев. И вместо уха приварен дюралевый же шкив диаметров сантиметров 20 с дыркой для фиксации репшнура. Техника простая: сей девайс вкручивается в дырку от ледобура, под шкив накидывается двойная, на одном плече которой вяжется схватывающий. Свободный конец репшнура наматывается на шкив. Спускаешься по двойной с самостраховкой. На нижней станции снимаешь самостраховочный схватывающий, тянешь за нужный конец двойной, репшнур крутит шкив, ледобур выкручивается, и вся конструкция благополучно приезжает на нижнюю станцию. Это быстрее, чем сверлить проушины, и дешевле, чем оставлять по ледобуру на каждой станции.

Последним спускается командир. Доехали от седловины до скального островка посередь ледового склона. Ниже ледник раздваивается — направо ледопад, налево тот склон, куда нам надо. Погода — супер: солнце, тепло, ни облачка! Сели перекусить, в это время командир еще снимает предпоследнюю веревку. Греемся, любуемся на пейзажи, режем колбасу, жуем курагу. Вдруг сзади-сверху (со спускового склона) — легкий шорох, потом «..мать-мать-мать..» Успеваем вскочить, обернуться, разглядеть летящий вниз клубок веревок с командиром в центре, подумать «п…ц…отцу двоих детей…» и понять, что активно сделать ничего невозможно — только стоять и смотреть. Про себя отмечаю, что едет на спине, ноги вниз по склону и ступнями к небу — чтоб кошками не цепляться. Со всей набранной за 40 м скольжения по льду скоростью Володя вылетает на островок. Далее следует кульбит через голову на 540 градусов, и командир остается лежать мордой вниз в 1 (одном!) метре от того края островка, что над ледопадом. Блиииин…

Подбегаем (со всей прытью, которую допускают кошки на скалах), поднимаем: жив, а главное — практически здоров!! Всех потерь — разбитые очки, ободранные кулаки и шикарная дыра 15х15 см в правой ягодице. Т.е. более всего пострадала та самая точка, которой командир затормозил при первой встрече с камнями. Как наждаком проехали — исчезли все слои одежды и верхний слой кожи. Остальное же — спину прикрыл рюкзак, голову — каска, кувыркался грамотно — сгруппировавшись («полетали бы с мое с мотоцикла» — сказал потом). Ладно, теперь моя работа – докторская. Наложил заплату на ж..пу, дал таблетку успокаивающую чтоб не колбасило после стресса. И подюльферяли дальше.

Теперь — самое интересное: разбор полетов (вернее — полета). Что же произошло? А очень просто! Дюльфернул первый — завернул бур, закрепил нижний конец дюльферной веревки. Потом завернул второй бур рядом (справа) — встал на самостраховку. Приехал второй, завернул самостраховочный бур справа от первого. Приехал третий, принес веревку, вкрутил самостраховочный бур справа от первых двух, а еще правее — бур, на который повесил нижнюю дюльферную веревку до скального острова.

Пока командир наверху организовывал дюльфер по двойной с самовывертом, все участники (и я в т.ч.) ушли вниз, забрав свои самостраховочные ледобуры. В результате остались 2 бура на одной высоте, но в полутора метрах друг от друга по горизонтали: на левом закреплен нижний конец верхней двойной дюльферной, на правом — верхний конец нижней. Командир приезжает (по двойной, со схватывющим), отцепляет нижний конец двойной дюльферной от бура и пытается дотянуться до нижней дюльферной (которая в 1,5 метрах). Кошка соскальзывает, самостраховочный схватывающий дергает веревки (неравномерно!), самовыверт самовыворачивается… Полетели…

Ошибок несколько, но фатальная – одна. Попробуйте определить и обосновать какая из них. Не бойтесь конструктивно высказывать свои версии, это учёба.
И ещё. Просьба не мусорить патетикой и демагогией, типа «человек погиб, а вы глумитесь над памятью о нём». У альпинистов в разборе полётов принято всё называть своими именами, так как мёртвые учат живых. Это здоровый цинизм.

Материал подготовлен: Проект ALP

  1. Да везде виновато обычное раздолбайство. Неумение или нежелание обдумать возможные последствия своих поступков, непродуманная тактика,
    надежда, что «такого с нами никогда не случится». Я так думаю.

  2. А что, на самостраховку он (последний) встать не захотел?

    По-моему логично было бы вкрутить себе бур на самострах — как раз примерно посередине между веревкой, на которой спустился, и той, на которой пошел бы дальше, и только потом сдергивать дюльфер и так далее…

  3. Для начала надо было встегнутся во что нибудь до чего дотянешься. Проще всего в ледобур на котором нижний конец веревки. потом вторым самострахом во второй ледобур тянутся. Если не дотянешься, то промежуточный бур крутить(а он есть в наличии так как человек последний едет).

    Вертолет вверху это вообще не страховка. а тут кроме того еще и спусковуха была из рук выпущена (раз схватывающий сработал).

    И еще 2 сблокированных ледобура это гораздо лучше чем один.

  4. Всё просто. Начальник — он же крутой, и просто пренебрёг самострахом (мол, зачем ввинчивать, время терять, если щас всё равно стану на второй дюльфер). Отпустил верёвку, сработал прусс, выкрут выкрутился и как сказано — полетели…

    Проще всего было, как в комменте №3, стать на бур, в котором нижний конец верёвки, а потом уже чё-то делать.

  5. Всё правильно, непосредственная причина полёта с торможением об скалы – отсутствие самостраховки на крутом ледовом склоне. Возникла простая ситуационная задача, которую можно было решить несколькими способами, но человек экономил каждую секунду, опасаясь, что товарищи ему курагу не оставят.

    Обращу внимание на другие ошибки. «Погода — супер: солнце, тепло, ни облачка! Греемся, любуемся на пейзажи, режем колбасу, жуем курагу.» То есть тепло и ледобуры имеют тенденцию к вытаиванию. Кроме того, тёплый дюралевый самовыверт был закручен в отверстие, оставленное выкрученным ледобуром. К моменту окончания спуска последнего участника, ступеньки ледяной резьбы должны были в значительной мере растаять. При таком условии даже наполовину выкрученный самовыверт может вырваться. Поэтому, в тёплую погоду самовыверт надо закручивать перед самым спуском, нарезая новое отверстие.
    «Командир приезжает по двойной, со схватывющим». Не знаю кому как, но когда я дюльферяю последним на самовыверте, то больше всего боюсь случайно дёрнуть верёвку, которая выкручивает самовыверт, отодвигая её ледорубом в сторону от траектории своего движения. Вязать на две верёвки схватывающий даже мысли не возникает.

  6. Да, на вторую верёвку вообще непонятно зачем он стал, это же не сдвоенный дюльфер и вторую наоборот нельзя грузить. Ещё повезло, что он ещё раньше не улетел, что вполне возможно в такой ситуации.

  7. Тов. альпіністи (в т.ч. автор статті) а ви взагалі текст написаного читали?
    Чи ви ж самі настільки круті щоб не прочитать «Для справки:»
    Там описаний їхній способ самовиверта і він відрізняється від класичного зараз (репік намотаний на бур який з’єднаний з окремою здьоргуючою мотузкою). Якщо перечитаєте то зрозумієте чому в нього був зав’язаний схват на двох мотузках і навіть вони обидві (точніше два конці здвоєної) були в спусковохі.
    ІМХО спосіб стрьомний тому мабуть і вимер.
    Основної причини зриву це звісно не виправдовує. На самострах треба ставать і сам собі балван що цього не зробив. І категорія «турист» «альпініст» тут насправді до лампочки.

    Ви краще опублікували б розбори деяких НС в альпінізмі (не ті які на ріскі пережовують, а так би мовити офіційні, бажано і українські). Насправді ж мало зараз цієї інфи, а вона була б дуже корисною.

    Туристичні НС українських груп з розборами (не всі):
    http://www.tkg.org.ua/node/25835
    http://www.tkg.org.ua/article_search (вибрать розділ з НС)

Добавить комментарий